На правах рекламы: • https://flowercube.ru букет студия модной флористики омск. |
Мифы — малые и необъятныеМифологичность Иосифа — не в хорошем знании автором библейских легенд, но — в «богатстве мифических ассоциаций и силе, с какой они наполняли мгновение».
Мифы — это и есть подлинная история, отличающаяся от «историчности» внутренней ценностью, сокровенностью, священностью, сакральностью. Миф — не только «одежда тайны», но глубинная суть жизни-тайны. «Ибо суть жизни — настоящее, и только в мифическом преломлении тайна ее предстает в прошедшем и будущем временах». История человечества, как, впрочем, и все личные истории, — «это сплошь мифы различной величины, начиная от малых мифов об отдельных событиях в жизни какого-либо лица и кончая всеобъемлющим, необъятным, необозримым, все продолжающимся и продолжающимся, бесконечным мифом о всех особях без исключения — от самых первых и до самых последних».
У каждого персонажа — свой миф, свои прототипы и свои прозелиты в истории человечества, представляющей собой вечную череду Иосифов, Иаковых, Исавов, вносящих незначительные коррективы в мифические схемы жизни.
Для Т. Манна миф — не столько сказание о древних героях, баснословный рассказ, сколько архетип, шаблон для будущих поколений, первообраз: «Я рассказал о началах всех начал, о времени, когда всё, что ни происходило, происходило впервые. В том-то и заключалась прелесть новизны, по-своему забавлявшая меня необычность этой сюжетной задачи, что всё происходило впервые, что на каждом шагу приходилось иметь дело с каким-нибудь возникновением, — возникновением любви, зависти, ненависти, убийства и многого другого». Для Манна миф — новое измерение времени и запечатленная в предании определенная структура личности человека. Мифологические герои — яркие образы индивидуальных человеческих типов, существующих как бы вне времени, постоянно присутствующих в человеческой истории. Миф — это образ вечности во времени, констатация недвижимой компоненты бытия. Потому-то в мифе наличествует только одно время — настоящее, соответствующее незыблемой компоненте существования. Много и часто размышляя о мифе, Томас Манн признавался, что для него «психологический интерес означает одновременно и мифологический интерес, что живую жизнь можно одновременно назвать и живым мифом», что «личность — это фактически смешение индивидуальных элементов и элементов мифологической формы». Миф — обобщенный образ человеческих типов и судеб, сохраняющих преемственность вопреки поверхностно текущему времени и «историчности».
Важнейший признак мифа — архетипичность, наличие в нем юнговских «первоэлементов», «первообразов», «типов». После Кассирера стало ясно, что можно произвести полную инвентаризацию самых сложных мифологем и что, наоборот, самые сложные художественные структуры можно разложить на элементарные схемы и систематизировать их. Таким образом, мифология как бы сложена из кирпичиков-первообразов и, кроме того, имеет глубокое психологическое измерение, то есть является предметом не только филологии, но и психоанализа, глубинной, или аналитической психологии. Именно глубинный психологизм делает миф совокупностью статики и динамики, не позволяет исчерпать его суть «первоэлементами». По словам Кассирера, миф нельзя свести к определенным застывшим формам — «мы должны понять его в его подвижности и гибкости». Современное отношение к мифу, оказавшему всеобъемлющее влияние на культуру нового времени, восходит к Овидию, одним из первых осознавшему (выражаясь на юнговском языке) архетипическую его сущность, его знаковую систему, его «организующую» функцию.
Как интеллектуал, подвижник и эрудит, Томас Манн не мог избежать не только влияния современных теоретиков мифа, но и творцов психоанализа, в первую очередь К.-Г. Юнга. Подобно тому, как Т. Адорно был его советником по теории музыки, ученик Юнга А. Кереньи — по проблемам «аналитической психологии». В чем-то Манн даже упредил открытие архетипов, реализовав в своем искусстве находки, которые Юнгу еще только предстояло осмыслить с научных позиций: в Волшебной горе мы обнаруживаем ряд образов-архетипов, идентифицированным позже отцом «аналитической психологии».
Не называя Юнга, Манн временами говорит его словами: «Немаловажная сторона индивидуальности этих людей еще находится в плену нерасчлененности коллективного бытия, свойственного мифу».
Хотя эстетика Манна не исчерпывается представлениями об искусстве самого Юнга, в одной точке они совпадают: для обоих бессознательное не только социально, но исторично, тождественно стихии истории. Оно консервативно и навеки удерживает все образы, сохраняя, однако, способность наращивать новое содержание. Любопытно, что Зигмунд Фрейд, восхищаясь манновским Иосифом, в письме к автору обратил внимание на параллель библейского мифа с историей Наполеона Бонапарта. Старшего брата Наполеона тоже звали Иосиф: «...в силу сцепления случайности и необходимости в человеческой жизни, обстоятельство это определило его (Наполеона) судьбу». Дело в том, что по корсиканским законам первенец пользуется всеми правами наследства и окружен особым вниманием, что «драматизирует нормальные человеческие отношения», превращая братьев в соперников. Наполеон должен был питать к старшему брату «стихийную, безмерно глубокую враждебность, которую в более поздние годы можно было бы обозначить как пожелание смерти и намерение убить». Конечно же, не в меру честолюбивый Наполеон испытывал стремление «стать Иосифом», занять место старшего брата. Ему приходилось тратить значительные усилия для компенсации «изначальной ненависти»:
Вместе с тем нереализованная агрессия «только и ждала случая, чтобы перенестись на другие объекты». И в итоге «сотни тысяч посторонних людей поплатятся за то, что рассвирепевший маленький тиран пощадил своего первого врага». Все попытки наших служивых противопоставить Манна Фрейду абсурдны, лживы. Своим творчеством, своей статьей Фрейд и будущее Томас Манн лишь подтвердил собственную зависимость от исследователей бессознательного, мифологического, пракультурного. И то, что его герои помещены в новом, мифологическом измерении, огромная их заслуга. Как и Ницше, Томас Манн испытал на себе мощную вагнеровскую иррадиацию. Творец Кольца Нибелунгов для него — величайший модернист и мифотворец, соединяющий в себе музыканта и эпика, демонстрирующий невиданную до него творческую силу и энергию, новаторство и глубину. Чудо «явления Вагнер» — в небывалом синтезе оперы и драмы, мифа и музыки. Манн не случайно сравнивает Вагнера с Ибсеном — речь идет об органическом, новаторском синтезе стихий, таких шедевров как Пер Гюнт Ибсена-Грига или Эгмонт Гёте-Бетховена. Вагнер единолично превратил оперу в музыкальную философию, театр — в духовное таинство, способ осмысления мифа и жизни, средство одухотворения нации. В год торжества нацизма в Германии Томас Манн смело и бескомпромиссно бросил вызов фашистам, использовавшим наследие великого немца для «поддержки нацистской идеологии». В серии посвященных Вагнеру работ Т. Манн обращает внимание на взрывную творческую мощь его музыки, на его гётеанскую одержимость искусством. Вагнер — авангардный философ жизни, средоточие жизненной силы: «Жизнь движет им и вымогает у него то, что ей нужно, — его творчество, нимало не тревожась о том, как бьется оно в тенетах своих мыслей». Творчество Вагнера — сама стихия творческой жизни, самоусиление: «Это «усиление» — не зависящий от воли Вагнера, основанный на самоуглублении закон жизни и роста его творчества». Стоит ли после сказанного удивляться, что и сегодня Байрёйтский театр — самый посещаемый? — Билеты раскупаются за два года до спектакля! Выросший под созвездием Шопенгауэра, Ницше и Вагнера, «иронический немец» — вопреки собственным декларациям — никогда не покидал родной стихии немецкой мудрости и демона музыки, так и не преодолев собственных Размышлений аполитичного.
Да, у позднего Манна можно действительно найти уподобление фашистского вождя ницшеанскому сверхчеловеку, но, как мыслитель, он понимал разницу между тем, что пишут философы, и тем, что творят фюреры, вербующие себе подобных среди черни. Ницше свойственно безответственное красноречие, но писатели и философы никогда не претендовали на воплощение элоквенций в жизнь (разве что — утописты и марксисты). Что до фюреров, то они даже гуманизм легко приспособили для массовых убийств (разве не со словами о «реальном гуманизме» большевики уничтожили треть населения своей страны?). Конечно, мыслитель не может отвечать за весь спектр интерпретаций. Хотя фашисты и коммунисты прикрывались именами Гегеля, Ницше или Маркса, убивали все же не слова, а палачи, кстати, вербуемые именно среди тех, кто не способен уразуметь намного больше приказов «бей!» и «пли!». В Размышлениях аполитичного Томас Манн декларирует верность Ницше, причем речь идет не только о духовном влиянии, но и стилистической зависимости: чтение Ницше улучшало «качество письма» большинства его поклонников и европейской литературы в целом. В настоящее время установлено, что многие фрагменты Размышлений являются парафразами к текстам автора Рождения трагедии. Ницше во многом сформировал манновское понимание искусства и художника, его философию жизни, помог осознать неизбежный конфликт «духа» и «жизни». Фриц Кауфман считал, что Ницше в лице молодого Манна обрел своего писателя и художника:
Нет необходимости представлять писателя слепым последователем философа, тем более, что влияние Ницше было далеко не единственным, но ницшеанские темы никогда не исчезали из творчества автора Доктора Фаустуса, хотя отношение его — в соответствии с принципом «переоценки всех ценностей» — не оставалось неизменным. Ницше присутствует в качестве прототипа на страницах многих произведений Манна — этюда Разочарование, новеллы Тобиас Миндерникель, Тонио Крёгeр, романа Доктор Фаустус... 90% верноруслановской маннологии посвящено устранению влияния Ницше на творчество молодого Манна (вопреки обратным признаниям последнего). Но разве Тобиас Миндерникель или Воля к счастью не иллюстрации к Переоценке всех ценностей? Разве этюд Разочарование или роман Доктор Фаустус не художественная дань Ницше? Разве в высшей степени не абсурдно признавать духовную зависимость Манна от Достоевского и отрицать — от Ницше?
Для интеллигента Манна бюргерство — колыбель культуры, «прекрасная, спокойная просвещенность», «чувство изящного», «чистота и аккуратность всего, что выходит из рук», «глубокий и доброжелательный жизненный опыт». Бюргерское — вот подлинно обильное, плодотворное, многообразное, свободное, в отличие от революционной истерии и насилия, с которыми ассоциирует то одиозное, в чем обычно проявляется марксизм-ленинизм. Размышления аполитичного — это, если хотите, гимн бюргерству и анафема низменной и бессовестной практичности, жестокости, политической демагогии, бесовству, истерии, революционному нигилизму — всему тому, что пугало Манна в современной истории. Вчитайтесь в тексты — и тотчас испарится миф о антибуржуазной направленности этого мудрого трактата молодого писателя:
Чей образ привиделся тебе, мой читатель? В Размышлении аполитичного Манн отрицает рационализм, просвещение, XVIII век, «прогресс», равенство, либерально-оптимистическое мировоззрение — все те восходящие к «чистой доске» «ценности» гуманизма, которые вылились в дикий антигуманизм тоталитарной эпохи. Но в целом это трактат о культуре, искусстве, духовных ценностях личности, сущности и назначении творчества.
В известной мере Манн до конца остался «аполитичным»: личность героя практически всегда существует вне исторического пространства и времени, социальная жизнь и исторические события почти не касаются его, связь между ними и судьбами персонажей практически отсутствует. Единственное свойство внешней реальности — угроза, катастрофичность. Как и у Музиля, все внешние линии сводятся к войне. Наши затратили большие усилия, дабы доказать, что Т. Манн — свой, наш, что всё его творчество эволюционизировало от раннего ницшеанства к позднему гуманизму. Но Манн всегда славил бюргерскую эпоху, считая Гёте высшим ее выразителем. Манн никогда не принимал коммунизм, а один из последних своих докладов назвал «решительной и обоснованной отповедью коммунизму». Наши исписали горы бумаги, идеологизируя Манна, приписывая ему атеизм и бунтарство. Но если он и был бунтарем, то боролся во имя прошлого, а не будущего. Манн не скрывал ни своего консерватизма, ни своего фидеизма. Главная стихия Волшебной горы — христианская. Лепя образ Нафты, «иронический немец» судил не христианство, а его иезуитские искажения. «Преступление времени» — слишком быстрый, опасно быстрый прогресс. Прогресс, уничтожающий святость. Если хотите, Ганс Касторп — христианская концепция жизни, христианский правдоискатель, чуть-чуть святой... Если хотите, — центральная проблема Томаса Манна (как и Джойса) — проблема греха и совести. Да, проблематика Джойса и Манна — одна, потому что это проблематика человеческой сущности. И все попытки противопоставить их тенденциозны. При всем различии мироощущений, при несопоставимости стилистик, при разнице жизненных путей и личных пристрастий — их гораздо большее сближает, чем разделяет. Г. Якоб не без оснований считал отношение Томаса Манна к жизни пессимистическим. Можно сказать больше: у раннего Манна есть вполне кафкианские произведения, да и самого Кафку можно поставить в один ряд с «художниками» Манна, прежде всего с Паоло Гофманом, жизнь и идеи которого кажутся списанными с творца Замка и Процесса — то же состояние духа, то же единоборство материнского и отцовского начал, то же стремление сохранить искусство нетронутым, неоскверненным, то же нежелание свернуть с избранного пути. В Волшебной горе я обнаружил даже «литературный портрет» Ф. Кафки (и М. Пруста): «Человеку присуща болезнь, она-то и делает его человеком... в той мере, в какой он болен, он и человек... гений болезни неизмеримо выше гения здоровья». Кстати, «метафизический смысл» болезни, страдания — важнейший мотив, общее место модернистского романа XX века. Я усматриваю в трагедии Леверкюна параллель с трагедией кафкианского Прометея из «четвертого сказания»: героический энтузиазм, страсть, мука, обратившиеся в... усталость, забвение, обреченность... Томас Манн был знаком с творчеством Серена Киркегора и находил в Страхе и трепете кафкианские мотивы. Он полагал, что его собственный Доктор Фаустус созвучен мыслям Датского Отшельника, который рассматривал Фауста неисправимым скептиком. «Чтение главы о Дон Жуане в работе Киркегора «Или — или», с ее торжеством крайней субъективности, в конечном счете подготовило композитора Адриана Леверкюна к тому, чтобы воспринять болезненный разговор с самим собой как беседу с чертом». Манна восхищала Похвала глупости Эразма, наследником которого в Волшебной горе выступает синьор Сеттембрини. Он изучал эпоху Эразма по И. Хёйзинге и даже планировал создать роман о нем и «галерею характеров эпохи Реформации». Видимо, он обнаруживал внутреннее сходство с Роттердамцем, некоторые качества которого (нерешительность, уклончивость, ироничность, скептицизм) находил в себе. «Ему всегда хотелось «больше радовать, чем ранить», и, принадлежа к «общечеловеческой партии», среди земных горестей и смуты он находил в себе «больше родства с Эразмом, чем с Гёте». Я полагаю, в последней фразе выражено настроение минуты: Гёте — мощнейший источник иррадиации, сравнимый разве что с Ницше.
Как все великие модернисты, Манн был «человеком мира», прежде всего в том смысле, что блестяще владел всем «корпусом» мировой культуры, изучал творчество многих ее деятелей.
Не только романы, но и эссеистика Манна во многом автобиографична: в облике великих деятелей культуры он неизменно подчеркивает человеческие качества, которыми обладает сам. Говоря о самоидентификации писателя с героями его творений и предшественниками, нельзя пройти мимо фигуры Лютера. Хотя в одном из писем он называет себя больше Эразмом, чем Лютером, по свидетельству Ленерта, можно назвать «тайным автопортретом» все, что Манн написал о Лютере. И в литературной критике, и в художественных произведениях Томас Манн широко пользовался методом скрытого цитирования, «монтажа», порой коллажа. Мне представляется, что это относится к числу крупных достоинств его прозы и «придает ей многоаспектность, «объемность». Хотя дело нередко доходило до обвинений в плагиате, великий писатель отличается от малого прежде всего тем, что отказывается от притязаний сказать всё самому. Может быть, кому-то и по душе индивидуальность, «не запятнанная» влияниями, но мне представляется, что именно из них соткана вся великая литература, да и творчество вообще. Возможно, высшая задача писателя заключается именно в том, чтобы всем «дать слово», чтобы сквозь ажурную ткань текста просвечивали лица великих творцов культуры. Кстати, сам Манн и не пытался скрывать заимствований, видя в них специфику своего творческого метода, собственную «укорененность» в немецкой традиции, плоды «наставничества» совокупной мировой литературы, след Шекспира в собственном творчестве.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |