На правах рекламы: |
ВыводыИстория культуры представляет собой чередование двух парадигм. Классическая парадигма воплощает стремление к красоте, гармонии и отличается нормированностью, логичностью, ясностью смысла. Неклассическая парадигма показывает мир дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым, отличается нарушениями норм, алогичностью. Такое кардинальное различие в двух картинах мира не может не проявляться в отношении к языку и представлении о его функционировании. В основе «классического» языка лежит «образно-понятийная» модель мира, согласно которой мир мыслится в традиционных логических причинно-следственных связях, а сама художественная логика опирается на традицию всей предшествующей XX в. культуры. Неклассическая парадигма характеризуется разрывом традиционных пространственно-временных отношений в литературе и искусстве. Тексты неклассической литературы отличаются фрагментарностью, принципом монтажа, интертекстуальностью. Фрагментарность мышления в литературном произведении особенно ярко проявляется в методе «потока сознания», который всегда строится по принципу монтажа внутреннего и внешнего планов действительности. В литературе модернизма этот метод заключается в непосредственном воспроизведении жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. В романе «Ulysses» Дж. Джойс попытался воплотить свой метод точной фиксации «потока сознания». В «Ulysses» автор зафиксировал весь хаос мышления героев. Именно поэтому малозначительные эпизоды в романе разрастаются до огромных размеров. При такой системе воспроизведения мышления человека повествование об одном дне превращается в огромный роман. В произведениях, использующих прием «поток сознания», внутренняя речь представляет собой внешнюю речь минус звук. В произведениях, использующих метод «поток сознания», внутренняя речь качественно отличается от внешней. Таким образом, следует различать два понятия: внутренняя речь для себя и внутренняя речь как этап речепорождения, на котором слова переходят из замысла в значение и появляются первые словесные обозначения элементов смысла, которые впоследствии превращаются в связную речь. При сопоставлении обнаруживается контраст между этими двумя понятиями наряду с некоторыми общими чертами. Мысль человека вне процесса коммуникации (т.е. внутренняя речь для себя) в реальной действительности лишена иллокутивной силы, которая всегда присутствует при порождении высказывания в процессе коммуникации. Однако в художественном произведении данный тип внутренней речи — это имплицитный иллокутивный акт, так как оно содержит образ отправителя (автора произведения) и адресата (читателя), несмотря на тот факт, что герой художественного произведения не имеет внутренней коммуникативной интенции. По Джойсу, внутренняя речь имеет два типа — мужской и женский, качественно отличающиеся друг от друга. Внутренняя речь мужского типа рублена и отрывиста, членится на блоки и может нарушать любые нормы литературной речи. Она характеризуется тем, что повествование развивается дискретно. Речь женского сознания представляет собой сплошной льющийся поток мыслей без единого знака препинания и характеризуется текучестью и слитностью. К ключевым особенностям романа можно отнести серийность текста, наличие психологического контекста и ретроспекции, связь романа с «Одиссеей» Гомера, «драматическую» технику повествования, наличие схем к тексту, интертекстуальность романа, стилистическую неоднородность и раздробленность текста. Несмотря на раздробленность и необычный способ подачи информации, на наличие большого количества «темных» смыслов (непонятных значений слов, реалий, событий), которые затрудняют и замедляют процесс чтения, существует целый ряд формальных средств, способствующих внедрению частей романа в структурную схему целого. Эта особенность делает роман Джойса уникальным. Таким образом, непривычная организация художественного текста, необычные способы подачи информации, специфическая структура предложений не препятствуют созданию целостного связного текста.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |