(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Выводы

История культуры представляет собой чередование двух парадигм. Классическая парадигма воплощает стремление к красоте, гармонии и отличается нормированностью, логичностью, ясностью смысла. Неклассическая парадигма показывает мир дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым, отличается нарушениями норм, алогичностью. Такое кардинальное различие в двух картинах мира не может не проявляться в отношении к языку и представлении о его функционировании.

В основе «классического» языка лежит «образно-понятийная» модель мира, согласно которой мир мыслится в традиционных логических причинно-следственных связях, а сама художественная логика опирается на традицию всей предшествующей XX в. культуры. Неклассическая парадигма характеризуется разрывом традиционных пространственно-временных отношений в литературе и искусстве.

Тексты неклассической литературы отличаются фрагментарностью, принципом монтажа, интертекстуальностью.

Фрагментарность мышления в литературном произведении особенно ярко проявляется в методе «потока сознания», который всегда строится по принципу монтажа внутреннего и внешнего планов действительности.

В литературе модернизма этот метод заключается в непосредственном воспроизведении жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса.

В романе «Ulysses» Дж. Джойс попытался воплотить свой метод точной фиксации «потока сознания». В «Ulysses» автор зафиксировал весь хаос мышления героев. Именно поэтому малозначительные эпизоды в романе разрастаются до огромных размеров. При такой системе воспроизведения мышления человека повествование об одном дне превращается в огромный роман.

В произведениях, использующих прием «поток сознания», внутренняя речь представляет собой внешнюю речь минус звук. В произведениях, использующих метод «поток сознания», внутренняя речь качественно отличается от внешней. Таким образом, следует различать два понятия: внутренняя речь для себя и внутренняя речь как этап речепорождения, на котором слова переходят из замысла в значение и появляются первые словесные обозначения элементов смысла, которые впоследствии превращаются в связную речь. При сопоставлении обнаруживается контраст между этими двумя понятиями наряду с некоторыми общими чертами.

Мысль человека вне процесса коммуникации (т.е. внутренняя речь для себя) в реальной действительности лишена иллокутивной силы, которая всегда присутствует при порождении высказывания в процессе коммуникации. Однако в художественном произведении данный тип внутренней речи — это имплицитный иллокутивный акт, так как оно содержит образ отправителя (автора произведения) и адресата (читателя), несмотря на тот факт, что герой художественного произведения не имеет внутренней коммуникативной интенции.

По Джойсу, внутренняя речь имеет два типа — мужской и женский, качественно отличающиеся друг от друга.

Внутренняя речь мужского типа рублена и отрывиста, членится на блоки и может нарушать любые нормы литературной речи. Она характеризуется тем, что повествование развивается дискретно.

Речь женского сознания представляет собой сплошной льющийся поток мыслей без единого знака препинания и характеризуется текучестью и слитностью.

К ключевым особенностям романа можно отнести серийность текста, наличие психологического контекста и ретроспекции, связь романа с «Одиссеей» Гомера, «драматическую» технику повествования, наличие схем к тексту, интертекстуальность романа, стилистическую неоднородность и раздробленность текста.

Несмотря на раздробленность и необычный способ подачи информации, на наличие большого количества «темных» смыслов (непонятных значений слов, реалий, событий), которые затрудняют и замедляют процесс чтения, существует целый ряд формальных средств, способствующих внедрению частей романа в структурную схему целого. Эта особенность делает роман Джойса уникальным.

Таким образом, непривычная организация художественного текста, необычные способы подачи информации, специфическая структура предложений не препятствуют созданию целостного связного текста.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь