На правах рекламы: • На сайте gidroboom.ru душевые кабиныTimo по низким ценам |
ЗаключениеСреди творческого наследия выдающегося мастера прозы Джеймса Джойса не последнее место занимают его стихотворения. Природа его поэтических творений может быть раскрыта лишь через точное определение значения понятия "поэзия" в контексте его творческой карьеры. Если под поэзией мы подразумеваем произведение в стихах, которое призвано сочетать в себе богатство приемов с компактностью формы, общественный и личный опыт, то Джойс писал стихи. Именно стихи еще детского периода стали его первыми литературными попытками. Не только в стихотворениях, но часто и в прозе он реализовывал "поэтические" цели. Но что отличает поэзию Джойса от стихотворений других его современников, так это то, что он никогда не считал стихи самостоятельной формой. Он редко стремился к выражению различных уровней значения при помощи одного лишь метра. Наоборот, он использовал поэтические формы и метры как способ углубления эмоционального переживания либо в форме музыкальной лирики, либо сатирического лимерика. Это позволяло ему избавиться от сложности формы в пользу более простой эмоциональной и словесной выразительности. Не все стихотворения Джойса при внимательном прочтении оказываются столь же простыми по содержанию, как кажется при первом взгляде на них. Играя на многозначности символа и слова, Джойс создает многоплановость текста, которая сближает поэтические произведения художника с его прозой. В стихотворениях Джойса, как показал проведенный нами анализ, можно выделить следующие тематические уровни: 1) связь с реальными событиями жизни писателя — биографический уровень; 2) отражение собственного эмоционального состояния через словотворчество и разветвленные ассоциации — эмоциональный уровень; 3) расширение значения образов стихотворений до символов — символический уровень; 4) возведение образов к мифологическим истокам — мифопоэтический уровень. Эти уровни сближают поэзию Джеймса Джойса с его прозаическими произведениями. Поэзия занимает важное место в его творчестве, так как она представляет собой определенный этап становления художника. В стихотворениях художника апробируется новая техника, которая позже в более сложной и утонченной форме применяется им в его прозе. Проанализировав стихотворения Джеймса Джойса из сборников "Камерная музыка", "Стихотворения по пенни за штуку", а также отдельные не вошедшие в сборники стихотворения и стихотворные элементы некоторых прозаических произведений, мы пришли к следующим выводам: — в своих поэтических произведениях, также как и в прозе, Джойс создавал собственный неповторимый художественный мир, в котором соединились разные стилевые приемы, изобразительные традиции и методы. Стремление художника к выражению связи между уникальностью человеческой личности и универсальностью его бытия воплотилось не только в знаменитых романах "Улисс" и "Поминки по Финнегану", но и в поэтическом цикле "Камерная музыка", в основе которого лежит идея об "универсальности" любовных отношений. Из женского образа этого цикла, еще неясного и недостаточно цельного, а также из образа Амалии Поппер, созданного в цикле "Стихотворения по пенни за штуку", вырастает образ Молли Блум, символа "вечной женственности". Женский образ в законченном виде не существует ни в одном из стихотворений Джойса, но он, тем не менее, определяет строй и взаимодействие многих символов "Камерной музыки" и "Стихотворений по пенни за штуку" в целом. Соединив все фрагменты, мы получим гротескный образ женщины, созданный Джойсом: это настоящая ирландка, хорошенькая, изящная, скромная, талантливая, страстная, эгоистичная, чувствительная, но и холодная, расчетливая, решительная. Она сочетает в себе еврейскую красоту и страсть Невесты из "Песни Песней", девственность Марии и чистоту Беатриче. В то же время в ней бесплодность мертвого моря, чары Цирцеи, злоба вампира, жаждущего как Бледный Вампир из "Улисса", полная инверсия начальной строки "Песни Песней": "Let him kiss me with the kisses of his mouth..." Она противоречива, соблазнительна и таинственна, полна любви и энергии. Это гротескный тип женщины как "порочного совершенства"; — в основе модели "универсальности" вселенной Джойса лежит мифопоэтическое начало. Миф в творчестве мастера является средством обобщения литературного материала, он выполняет роль наглядного примера и актуализирует дополнительные идеи произведения, выполняя структурирующую функцию. Использование мифологических сюжетов и архетипов позволило писателю преодолеть пошлость существования, от которой он бежал, и придать форму и смысл хаосу его современности. В мифопоэтическую систему Джойса входит тема потери, которая, согласно мифологическому мышлению, является необходимым этапом обновления. В мифопоэтическом искусстве вариантом новой жизни выступает само искусство. Утраты, приносящие страдания художнику, дают ему стимул к творению красоты. Стихотворения Джойса наполнены символами- архетипами, суть которых может быть понята лишь при сопоставлении поэтических произведений художника с его рассказами и романами. Так, например, ключ к символике цвета, подчас определяющей строй конкретного стихотворения, лежит в прозаических произведениях писателя; — хотя Джойс относился отрицательно к стремлению поэтов Кельтского Возрождения насыщать свои произведения всевозможными духами, сам он использовал в своих стихотворениях символы и образы ирландского фольклора. Семантическая и цветовая символика, а также семантическое значение фонем не только создают симметрию, но и говорят об отношении автора к тому, что скрывается за этими символами. Так, мы можем сделать вывод, что в идейном плане стихотворения передают не только эмоциональное состояние, но и расширяют значение создаваемых образов, возводя их одновременно к различным источникам. Сопоставление современности с мифом, а также характерная для Джойса манера играть различными смыслами одного слова, соединять крайности в обычном восприятии несоединимые, использование сходных стилистических приемов (аллюзия, символ-миф, музыкальная и смысловая аранжировка текста) подчеркивают тематическое и композиционное сходство поэтических сборников и романов писателя; — в своих произведениях Джойс достигает синтеза окружающего мира, первоначальной объединяющей материей которого является звук. В творчестве Джойса звук выражается в форме "звучащего слова". Звукосимволизм входит составной частью в мифопоэтическую систему произведений как раннего, так и позднего Джойса. Он не случайно называл свои стихотворения песнями и пытался моделировать музыкальную материю. Через музыку он хотел выразить идею единства и красоты мира, так как музыка является первым из возникших искусств. Так, в цикле "Стихотворения по пенни за штуку" Джойс, используя синтез метафорического и символико-мифологического приемов, заставляет явления природы, городские и бытовые реалии действовать и говорить, либо издавать другие, свойственные человеку звуки. Это помогает художнику создать богатую звуковую картину. Среди 118 глаголов большая часть передает различные звуки или сигнализирует об их восприятии [79; 133]. Например, в стихотворении "Tilly": urge, call, moo, make brute music.; "Watching the Needleboats at San Sabba" — hear, cry, sigh, mourn; в других стихотворениях: rain...falls softly, muttering rain, weeps ("She Weeps over Rahoon"), wind whines, the shingle, groan ("On the Beach at Fontana"), she sings an air ("Simples"), a starknell tolls ("Nightpiece"), whisper ("Alone"), they mouth loves language, gnash, lash, worded or sung ("A Memory of the Players in a Mirror at Midnight"). Цели моделирования музыкальной материи служат не только лексические, но и просодические средства; — Джойс, являясь признанным мастером просодии, широко использовал приёмы оркестровки, такие как аллитерация и ономатопея, способствующие передаче настроения стихотворения, атмосферы, звуковых образов (например, плеск волн) и создающие звуковой ритм поэтического произведения. Ритмические отклонения на фоне идеальной метрической структуры стихотворений позволяют придать им динамику, звучность и, в то же время, сделать акцент на наиболее значимых, по мнению автора, моментах, формирующих идею стихотворения. Метрическая структура у Джойса также служит целям словесного моделирования музыкальной формы. Благодаря широкому применению оркестровки, звукосимволизма, мастерскому использованию возможностей ритмических вариаций на фоне заданного метрического размера, ритмической организации семантических и цветовых символов, автор создает неповторимый ритм, придающий стихотворению живое дыхание, формирующий его стиль; — поэзия и проза Джеймса Джойса находятся в сложных отношениях взаимодополнительности и контраста одновременно. Так, между поэзией и прозой Джойса существует перекличка в ритмике (прозаический текст романа "Портрет художника в юности" и вилланелла), системе образов (рассказ "Джакомо Джойс" и цикл "Стихотворения по пенни за штуку"), в художественных приемах ("музыка" текста, метафорика). Джойс использует следующие приемы инкорпорирования поэтических текстов в свою прозу: а) создается стихотворение от лица героя, как, например, в "Портрете художника в юности" и "Дне плюща в комнате заседаний", и тогда функцией поэтического вкрапления является характеристика личности героя, уровня его развития; b) цитируется строка или фраза из стихотворения другого автора без ссылки на источник. В этом проявляется интертекстуальность произведений Джойса. Функцией таких вкраплений является создание многоплановости прозаического текста, понимание которой требует высокого уровня образованности реципиента; c) в ритме прозаического произведения присутствуют элементы ритмики поэтического текста. Функцией подобного синтеза является придание романтического флера, "поэтизация" описываемого события.. Под влиянием поэтических вкраплений и ритма бытовые описания, события получают лирическую окраску. В то же время проза также оказывает на поэтический текст определенное влияние. В лирический стих подчас входят устаревшие, разговорные и грубые слова, что контрастирует с книжной, поэтической или высокоэкспрессивной лексикой. Поэзия Джойса заимствует от повествовательной прозы простоту синтаксических конструкций. В ней почти нет эпитетов, минимум осложняющих конструкций. Но влияние прозы на поэзию Джойса менее значительно. Это говорит о первичности именно поэтического начала в творчестве ирландского мастера. Нельзя считать поэзию Джойса неумелым творением начинающего писателя или побочным продуктом его творчества. Благодаря использованию общих для стихов и прозы символов, поэзия Джойса входит неотъемлемой частью в его эстетико-философскую систему. Она развивает и дополняет значение образов, используемых Джойсом в его прозе. Лирика — это первый и необходимый этап пути, который должен пройти художник. Причем этот путь, проделанный Джойсом в его прозе и поэзии, приводит к противоположным результатам. В лирике, проделав сложную эволюцию, форма возвращается — в отличие от прозы — к простоте, символизирующей единство главных идей и импульсов его творчества. В поэзии Джойса развиваются ведущие проблемы всего его творчества. Это проблема слова, проблема синтеза литературы и музыки, проблема становления художника. Его стихотворения достойны того, чтобы занять место как рядом с его прозой, так и внутри нее. Именно стихотворения отражают ту грань личности художника, которая остается скрытой за крайностями словотворческого эксперимента, проводимого Джойсом в его прозаических произведениях.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |