|
Природа поэзииИ разве в Бесплодной земле и Полых людях Элиот не подтвердил социальность поэзии? И разве он не говорил о том, что значимость и весомость поэта определяется его связью с другими? — «Он не поддается изолированной оценке. Вы должны по контрасту поместить его в компании мертвых». И разве не он восстал, как восстают революционеры, против бездушной власти традиции, мертвых догм и закостенелых представлений? И разве не этот закоренелый элитарист говорил: «Поэзия народа черпает свою жизнь из народной речи и в свою очередь дает ей жизнь. Она представляет высочайшую точку ее сознания, ее величайшую силу и самую тонкую ее чувствительность»? Поэзия — не средство для излияния чувств, говорил он, — напротив, это способ бегства от них; поэзия — отнюдь не средство выражения своей личности; напротив, это способ бегства от личности. Ратуя за безличную поэзию, Элиот требовал установить ценность poetry as poetry. Не выражать чувство, а создавать поэтические формулы душевных состояний, не упрощать, а усложнять переживание, не примитивизировать форму, а делать ее изысканной и утонченной. Разрушая викторианскую эстетику, он видел в поэзии средство освобождения от эмоций. Он не верил в восторженность, возникающую при соприкосновении с прекрасным, и презирал рефлексию как таковую: «Когда мы чего-либо не знаем, мы всегда пытаемся заменить мысль переживанием». В чем же причина его недоверия к проявлению чувств? Распад чувствительности — результат не столько позитивистского духа времени, сколько веры в поэта как медиума, способного выразить надличное и сверхиндивидуальное. Такой поэт призван не передавать свои впечатления, а должен стремиться к уничтожению личностного в процессе творчества — ради возвышения и объективации произведения искусства. Зачем Элиоту понадобилась деперсонализация творчества? Вслед за Реми де Гурмоном он искал не преходящее, а исконное, традиционное, вечное, да и саму традицию воспринимал не как уход от действительности, а как вневременную действительность, в которой «прошлое — это современное».
Впрочем, элиотовская «деперсонализация» поэзии, отказ от личностности, субъективности, осуждение индивидуального начала — сильно преувеличены. Дело в том, что продолжая флоберовскую традицию в эстетике, следуя философии Брэдли, главным принципом которой была «самореализация через самопожертвование», Элиот видел прогресс художника в степени самоотречения. Как и Брэдли, он считал, что сознание невозможно отделить от сознаваемого, что нет чистой субъективности, а есть «моменты опыта», в которых сплавляется воедино «всё, что мы чувствуем, делаем и являем собой». Это не отрицание индивидуальности — это требование подняться над ней, стать «голосом бытия». Это не «деперсонализация» — это отказ от сентиментальности, риторства, торговли эмоциями.
Элиот полагал, что патетика в поэзии — знак творческой немощи. Поэт лишен права на декламации, ибо они несовместимы с мудростью. Поэзия — суверенная область художественного творчества, в которой «всплескам эмоций», экстазам самоупоения или проповедям мудрец обязан противопоставить новые перспективы видения мира, выявить его глубинные измерения. Поэзия — особый тип художественного мышления, обладающего цельностью, зрелостью, всеохватностью, глубиной, новизной. В этом отношении образцами могут стать Вергилий и Данте, в какой-то мере — Бодлер. Классика — это зрелость, наиболее полно и целостно передающая дух эпохи, но не ее ограниченность! Категорический императив эстетики Элиота: «Освободиться... от ограниченностей своего времени и освободить поэта... от ограниченностей его эпохи». Развеять иллюзии — вот первейший долг поэта. Чтобы понять критику Элиотом «личностного начала», надо хорошо понимать, что он под ним подразумевал, а подразумевал он — человеческие фикции, утопии, эмоции, интересы, иными словами, поверхностное отношение художника к миру, «слишком человеческое», несовершенства человеческой природы вообще. «Деперсонализация» — не умаление конкретной мудрости поэта, но возвышение над «средним», поверхностным, массовым. Высокая поэзия — суть преодоление одномерности, заинтересованности, эмоциональности, самоупоения:
Отвергая в духе Ф.Г. Бредли антитезу субъект-объект, Элиот видел целью искусства восстановление «непосредственного опыта», момента слияния субъекта и объекта, эмоции и стоящей за ней реальности. Поэтическое выражение должно «вырастать» из предметной реальности, нести ее в себе. «Единство восприимчивости» художника — это его способность добраться до глубин изображаемого бытия, обнаружить праначало, «лежащее в основе чувственного, интеллектуального, нравственного опыта поэта». Таким единством были наделены, например, английские поэты-метафизики. Фактически Элиот требовал от поэта того же, что Фрейд или Юнг от психоаналитика — погружения в глубины бессознательного и бытийного одновременно, в глубь сущностей и времен. Он даже считал поэта старше, чем другие люди. Элиот дал переопределение глубинного — auditory imagination: «То, что я называю "слуховым воображением", — это чувство слога и ритма, проникающего гораздо глубже сознательных уровней мышления и чувства, придающего силу каждому слову; оно опускается до самого примитивного и забытого, возвращается к истокам...». Элиотовская «деперсонализация» — не что иное, как суперсимволизация, юнговская архетипизация, сознательная мифологизация творчества. Поэт — «медиум, а не личность, в котором впечатления и знания сочетаются прихотливым и неожиданным образом».
Элиот требовал от поэта быть философом, психологом, мудрецом — искать сущности, смыслы, непреходящие начала. Критически относясь к деятельности профессиональных философов, он возлагал надежды на «метафизических» поэтов — философским абстракциям предпочитал поэтическую «логику воображения», поэтическую интуицию, поэтический синтез чувства с мыслью, формы с глубиной содержания. Поэзия — это дисциплина, сила традиции, преемственность, воссоздание ценностей. Задача поэта — не инвентаризировать памятники ушедших эпох, но активно воздействовать на прошлое, открывать в нем новое и вечное, осознавать бессмертие. Элиоту принадлежит глубочайшая идея индивидуализации традиции, обогащения традиции новыми прочтениями, ценностями, перспективами. Ни один поэт, ни один художник не обретает свое значение изолированно. Значимость поэта возможно оценить лишь в его соотнесенности с поэтами и художниками прошлого. Элиота страшила романтическая сентиментальность, эмоциональность, поверхностность, конкретность — вот почему он требовал универсализации, в известном смысле интеллектуализации творчества.
Задача поэта — «превратить частные и глубоко личные переживания в нечто более значительное и отстраненное, в нечто универсальное и надличностное». Другими словами, речь идет не о деперсонализации творчества, а о желании проникнуть в сокровенную суть вещей, «приникнуть к основным силам, движущим человеческой природой». Речь идет не о бесстрастности, «объективности», рассудочности, а о сокровенности, не о сужении эмоциональной сферы поэта, а о максимальном ее расширении для увеличения объема «материала для поэзии». По выражению одного из поэтов, интеллект самого Элиота «пылал белым огнем», наполняя его поэзию невиданным прежде напряжением, новаторством1. Рассуждения об интеллектуализации творческого акта Элиотом не учитывают широты его эстетических взглядов. «Поэт не знает, что он хочет сказать, — писал Элиот в Трех голосах поэзии. — Он угнетен бременем, от которого должен разрешиться, чтобы испытать облегчение. Или, иначе говоря, он одержим демоном, против которого бессилен, потому что в первоначальном явлении он не имеет ни лица, ни имени, ничего; и слова, из которых он создает поэму, есть форма изгнания этого духа». Чем всё это отличается от романтического вдохновения или от дуэнде Лорки? Любопытно, что в то время, когда «передовые» и «прогрессивные» требовали «разрушения цивилизации», «реакционный» обскурант Элиот развивал ценности элитарной культуры. Лоуренс громил «насквозь прогнившую культуру», Элиот видел в ней спасение от погромщиков. Наши доказывали единственность своего ущербного соцреализма, Элиот считал, что «обновление поэзии, подобное тому, свидетелями которого мы стали в нашем столетии, не может быть целиком и полностью заслугой какой-то группы поэтов...». Цель критики, считал Элиот, суть толкование текстов и воспитание вкуса. Самая жизнеспособная критика — самокритика искусного и опытного писателя, чье дарование бесспорно. Но есть критика-искусство и критика-знание. Критик должен обладать чрезвычайно развитым чувством факта, и этот дар незаурядный и нечастый. Чувство факта вырабатывается медленно — оно сродни жизненной мудрости.
Главную задачу критики Элиот видел в развитии художественного вкуса за счет бесстрастной интерпретации, глубокого, лучше сказать — мудрого, интеллектуального анализа. Критика — это самообновление и импульс к обновлению искусства. Задача критика — обнаружить новые измерения художественного произведения, изменить общепризнанное понимание, реорганизовать прошлое:
Размышления о поэзии влияют на самосознание поэтов и позволяют глубже постичь природу поэтического творчества. Критика есть «развитие самосознания», ассоциированное с идеей ценности. Критик не вразумляет, не интерпретирует, не комментирует — критик ловит энтелехию, ищет монаду, развивает вкус. Критика необходима для поэзии, так как определяет и формулирует необходимые для ее реорганизации пути, предугадываемые самим поэтами лишь интуитивно. Элиот считал, что «каждое произведение имеет не только собственную жизнь, но и жизнь, обнаруженную в нем другими»: самоценность великих творений обогащается ценностями, вкладываемыми в них новыми поколениями. Масштаб художника Элиот определял не степенью его деперсонализации, а интенсивностью художественного процесса, напряженностью поэтической структуры стиха, оригинальностью угла зрения: «Четко определенный взгляд на жизнь — вот что придает достоинство зрелому поэту». Показательно, что при анализе творчества Данте, Шекспира, Марвелла, Донна и других художников слова Элиот видел главное его достоинство в свободном выражении личности, человечности, напряженности чувств и мыслей.
Элиот никогда не догматизировал собственную эстетику: ни когда требовал деперсонализации, ни когда искал «объективный коррелят», ни когда отвергал биографию и психологию поэта, требуя лишь скрупулезного анализа текста, поэтико-языкового результата творчества. Элиот не страшился противоречий, пересмотров и самоотказов. Открыв «новую критику», дав совершенно новый подход к анализу текста, приведший к поразительным по глубине результатам, он заговорил о пагубности собственного влияния. Не это ли самый верный показатель масштаба?
Примечания1. Не случайно Нобелевская премия (1948 г.) присуждена Элиоту «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». 2. «Новая критика» самого Элиота точно соответствовала этому утверждению. 3. Деперсонализация поэзии, распад чувствительности, объективный коррелят (англ.).
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |