На правах рекламы: • изготовление воздуховодов . Плотность. Полиэтиленовые емкости обладают большей плотностью, чем контейнеры из полипропилена. Это может быть важно при использовании конструкций для химической промышленности и в похожих сферах. |
Полые люди
Стало банальностью, промелькнувшей и на этих страницах, будто главной темой Элиота была смерть. Это — абсурд: никто и никогда не писал только о жизни — о правде жизни, — как это делал Элиот. Ибо разве боль — не самое жизненное проявление жизни? Ибо разве гневный вопль протеста против общественного бесплодия — не жизнь? Не тяга к смерти; наоборот Основная тема его поэзии — не смерть, но скорбь. Тоска о человечности, которая не утеряна, но которой еще не было. Он и к религии обращается как к прибежищу — последней надежде. Уже в Геронтионе изображено типичное состояние сознания, нечто аморфное, неопределенное, окарикатуренное обрывками идей, неразрешимыми мысленными противоречиями: всё это — для передачи духовной судьбы поколения Геронтиона. Наша доблесть Великое ничтожество природы, суини эректус, творит свою тщетную историю, где всё — ложь и обман. «Вдумайся» Геронтиона — ни к кому не обращенная ирония, риторика самоанализа, который тоже бесплоден. «Мы» — иллюзорно: оснований для общности нет. В истории все — «они». («Мысли сухого мозга» — таков безличный итог жизни Геронтиона, безличного «старикашки», перед лицом смерти»). Мысли сухого мозга во время засухи. Плюс разброд восприятия: высокая метафизика и скотство, любовь и смерть, шепотки бессмертия. Временами он стилизуется под пророка, вещающего о судном дне: Вот как кончится мир но гораздо чаще и, чем дальше — тем больше, он размышляет не о грядущем, а о вечном, неизменном, непреодолимом. Не взрыв, а всхлип... Стоп, здесь что-то веберновское... веберновский крик, стон... Экспрессия великой поэзии — как парафраза к экспрессионизму великой музыки. Интерпретация Полых людей как неверия в человека, как ощущения его пустоты, бессмысленности жизни, поэтизации смерти — вот уж абсурд! Неверие в человека — это когда: «Велик наш край — он просто рай». Поэма — предупреждение. Поэтический Римский клуб. Не навязчивая идея гибели мира, не распад человеческой личности, а вопль отчаяния, попытка обратить внимание на бодро идущих к своему концу, то есть прежде всего — на нас... Мы полые люди, Каждое слово — о нас, каждая буква... Пятичастная сюита — так критики называют эту поэму — явилась как бы завершающим аккордом к симфонии Бесплодной земли, в котором сконцентрированы все ее мотивы и все поэтические находки.
Для него путь любви пролегает через самоосуждение (Данте!); полым людям это непостижимо: всё, на что они способны, — это совершать свой неизменный ритуал бессмысленно-холопского существования. В сущности, Учитель Бэббит возвращает нас к извечной мудрости древних схолархов и средневековых мистиков об очищении воли безнадежностью, покаянием и отречением от вожделений: в помыслах о небытии обрести надежду на обновление жизни. И еще: слово и мир несовместимы: свет истины и тьма жизни... Встал против Слова немирный мир... Мотив пустыни — реминисценция на тему пророчеств Иезекииля и Екклесиаста: Что там за корни в земле, что за ветви растут Вот мы видим германский пейзаж, который сменяет пустыня, где Иезекиилю и Исайе явились их пророческие видения, предвещающие запустение и прах. «Вот Господь опустошает землю и делает ее бесплодною». А вот прорицания уже сбылись — каменистая пустыня, усеянная сухими костьми... А вот виденье «толп, шагающих по кругу»...
А вот — столь часто повторяющийся у Элиота мотив поруганной Филомелы, напоминающий о вечном и тяжком преступлении против женщины: вульгарные «леди» за столиком дешевого паба, обсуждающие незадачливое поведение своей товарки: Стыдись, говорю я, ты стала развалиной. А вот мотив Тристана и Изольды: где ты сейчас, моя ирландская дева? — взгляд назад; непосильность любви, фарс гадания ряженой Созострис — «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих» — сатира на демонизм новоявленных прорицателей истории...
Но способны ли люди прислушаться к предостережениям? Способны ли выйти из тюрем собственных душ? Может ли поэт повлиять на смысл жизни полых людей?.. Нет, всё это непередаваемо... Это надо читать... Но чтобы это читать, надо, как минимум, не быть полыми людьми на бесплодной земле. ПРОШУ ЗАКАНЧИВАТЬ: ПОРА Примечания1. Побасенки (англ.). 2. Я не думаю, чтобы смерть истребила столь многих (англ.). 3. Слышались вздохи, короткие и прерывистые (англ.).
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |