|
Глава I. Проблема дефиниции понятия «Поток сознания»Тексты «потока сознания» (stream of consciousness) и их структурный принцип являются характерной чертой художественной культуры модернизма и во многом определяют ее профиль. Этот «философский бантик» 20-х годов XX столетия был тогда для художественной культуры столь внове, сколь теперь является ее органичной составляющей. «Поток сознания», характерный для текстов художественной культуры модернизма, нередко отождествляют с внутренним монологом, довольно широко употребительным в текстах традиционной рационалистической художественной культуры, порожденной Новым временем. «Поток сознания» обычно трактуется как «литература XX века..., непосредственно воспроизводящая душевную жизнь, переживания, ассоциации», представляющая собой «...предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога, в котором объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы» (62; 292). Под внутренним монологом обычно понимается «...высказывание героя, непосредственно отражающее внутренний психологический процесс, монолог «про себя», в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании» (62; 65). Невозможно не заметить качественное различие в построении дефиниций: в отличие от внутреннего монолога «поток сознания» сразу получает, во-первых, хронологическое описание; во-вторых — феноменальное. Такое внешнее различие подходов к определению может быть обусловлено сущностным различием определяемых моментов. Из «имитации эмоционально-мыслительной деятельности» и «отражения внутреннего психологического процесса» нередко выводят синонимичность понятий внутреннего монолога и «потока сознания». Эта кажущаяся синонимичность понятий проистекает из недостаточной степени отрефлектированности «потока сознания» как феномена художественной культуры, обусловленной сравнительно небольшим сроком его существования и сложностью осмысления.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |