(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

1 по плитке

Выводы

Связность — важнейшая текстовая категория, опосредующая развитие темы и обеспечивающая целостность, интеграцию текста.

Связным должен считаться отрезок текста, который содержит в себе информацию, заложенную в предшествующих компонентах текста.

Понятия «когезия» и «когерентность» принадлежат к основным понятиям теории связного текста. Они считаются его основными, строительными характеристиками, необходимым условием текстуальности.

Понятие «когерентность» применяется к содержательной (тематической) стороне текста, это глобальная организация содержания текста, для которой особое значение имеет коммуникативная ситуация и набор знаний отправителя и получателя текста.

Когезия является глобальной организацией выражения текста, это «видимое» сцепление единиц текста с помощью средств отдельных языковых уровней. Когезия — это формы связи — грамматические, семантические, лексические — между отдельными частями текста, определяющие переход от одного контекстно-вариативного членения текста к другому.

В целом когерентность означает понятийно-смысловую цельность текста, тогда как когезия есть использование соответствующих языковых единиц, форм и эксплицитных коннекторов.

Проанализировав классификации многих исследователей, можно выделить следующие виды когезии: лексическую, композиционно-структурную, грамматическую, событийную, семантическую, ономасиологическую, образную, коннотативную, структурную, или композиционную, референциальную, топикальную, прагматическую, ситуативную, супрасегментную.

Основными показателями связности являются лексические, синтаксические, дейктические, формальные, графические, стилистические средства когезии.

Лексические объединения выполняют существенную роль во фрагментах текста романа Джеймса Джойса, имитирующих внутреннюю речь, которая характеризуются структурной и смысловой неполнотой, так как при слабых синтаксических и семантических связях между частями основная «нагрузка» в обеспечении связности синтаксических конструкций ложится на лексические компоненты. Различные лексические объединения скрепляют предикативные части, подчеркивая семантическую цельность всей конструкции.

К таким объединениям можно отнести предметные или тематические группы, терминологические группы, этимологические группы, слова, относящиеся к одному ассоциативному полю.

Помимо разного вида семантических объединений мы можем наблюдать в романе и разные виды повтора: синонимичный, точный, корневой, словообразовательный. В тексте романа можно наблюдать и нереферентную природу повтора, который является лишь структурно и ритмически значимым.

Сложность процесса интеграции в литературе «потока сознания» усугубляется тем, что в романах, использующих этот метод, могут появиться иррелевантные мысли и рассуждения, для когнитивной интерпретации или понимания которых необходимы усилия.

Возникают случаи расчленения синтаксической единицы. В романе «Улисс» тенденция к синтаксическому расчленению проявляется на уровне членения текста на части, эпизоды, главы, абзацы.

Помимо членения текста в эпизодах, воспроизводящих «внутреннюю речь» мужского типа, Джеймс активно используется различные конструкции расчленения: неграмматическое обособление членов предложения, вставные конструкции, конструкции добавления, парцелляцию, неполное предложение, сегментацию. Активное использование этих конструкций в романе объясняется тем, что для романа характерна имитация устной внутренней речи. Воссоздание устного высказывания создается путем использования слабых конструкций разговорной речи, которые имитируют устность, спонтанность, неподготовленность, свойственную для литературы «потока сознания».

Союзы, междометия и частицы играют важную роль для когерентности текста, воспроизводящего женскую «внутреннюю речь», так как они участвуют в интонационном и ритмомелодическом оформлении текста, а также помогают расставить логические акценты в тексте без единого знака препинания.

Только в данном типе текста читателю приходится самостоятельно, без помощи авторской пунктуации, членить речь и находить соответствующую интонацию для установления смысла текста.

Важнейшими ключами для определения интонационных границ при озвучивании текста являются союзы, частицы, междометия, которые играют очень важную роль при паузировании.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь