На правах рекламы: • БизнесБас. Компания предлагает заказ микроавтобуса на свадьбу с почасовой оплатой в Москве. |
С.М. Эйзенштейн. Из ответа на анкету «Литература и кино»Если Золя — методологически величайшая школа для кинематографиста (его страницы читаются как совершенные монтажные листы), то из современных писателей кино полезны в этом смысле из немногих знакомых мне только двое: Бабель и Федорченко1. Первый навсегда останется незаменимой подсобной «хрестоматией» для новой кинообразности. Понятие, только еще входящее в кино. О нем я вскользь писал как-то для «Кино-газеты» и скоро напишу об этом обстоятельнее. Пока прошу принять на веру. Федорченко любопытна для нас в структурном отношении. Новые киновещи «пишутся» в близкой ей манере. На логически не мотивированном, ассоциативном переходе от темы к теме. Желающим работать в подобном плане многим может помочь «Народ на войне». В этом отношении Федорченко — более доступное, правда сказать, и менее богатое «издание» Джемса Джойса. «Улисс», конечно, наиболее интересное для кинематографии явление на Западе. Не знаю, как в литературном [отношении], думаю, что тоже. Во всяком случае, как ни странно, с писаниями Джойса я знаком. Не придется ночью наспех читать, как Драйзера, накануне официальной встречи с ним. Федорченко и Джойс очень близки современной кинематографии. Правда, более чем наполовину еще «имеющей быть». Та же «деанекдотизация» и непосредственное выявление темы через сильно действующий материал. Совсем стороной от сюжета, только еще из добросовестности фигурирующего в произведении. Та же «физиологичность» детали. Крупным планом. При чисто интеллектуальном эффекте — отвлеченном выводе через их физиологическое посредство. Опять кино. У Джойса, конечно, значительно больше. По требованию обличительных, полемических и прочих многочисленных задач, которые ставят себе «Улисс» или «Молодость автора»2. Федорченко больше фиксаторша, но в конструкции работает так же. Остальная литература мне кажется с точки зрения полезности для кино только, хотя и этого за глаза довольно, неисчерпаемым фундусом, хранилищем материалов. 1928
Примечания1. Федорченко, Софья Захаровна (1880—1959) — прозаик. Самое значительное ее произведение — трехтомная книга «Народ на войне» (1917—1927), посвященная Первой мировой войне, Февральской революции и Гражданской войне в России. Представляет собой разговоры и рассказы солдат на самые разные темы в форме обработанных писательницей лаконичных емких записей. 2. Роман «Портрет художника в юности».
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |