(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Выводы по главе II

Основным маркером языкотворчества Дж. Джойса является словотворчество. Девиации в художественном дискурсе автора, как правило, противоречат норме и традиционным способам словообразования, функционируют в тексте как средство выражения номинативной игры. Джойс не философски, не мистически, а именно художественно дает ощутить «пограничную» ситуацию слова. Слово у Джойса балансирует на тончайшей грани между смыслом и бессмыслицей, в постоянном поиске нового способа выражения мысли и эмоции. Необузданная страсть автора к многосмысленности буквально расщепляет слово на морфемы и фонемы, обнажая самую сердцевину образа, представляющего собой абсолютный миф, в котором сосредоточена вся человеческая память, религии, науки и искусства. В отдельном слове заключены целые пласты значений, ассоциаций, образов, а также ссылки на другие тексты.

К девиативным способам словообразования относят такие способы, продуктом которых являются нестандартные, несловарные лексические единицы. Среди способов словообразования в языкотворчестве Джойса рассматриваются различные виды контаминации (образование слов по средствам усечения основ, когда склеиваются различные сегменты одного слова с сегментами второго), девиации лексико-синтагматического характера, конверсия, образование антропонимов, акронимов, фоносемантические образования, образования по рифме и аналогии.

Среди лексических единиц, используемых Дж. Джойсом, наиболее частотными являются конструкции, образованные способом словосложения, что неудивительно, так как в основе словосложения стоит принцип языковой экономии. Значение таких девиаций нередко подчиняется законам композиционной семантики, т.е. принципиальным становится метафоризация значения целого комплекса.

Количественные и качественные преобразования фонемного состава слов составляют: сокращения мотивированного слова (апокопа), множество примеров добавления: эпентеза, аффиксация, парагога, аллитерация.

К особым способам словообразования относятся образование акронимов: сложение усеченных основ двойных имен, сложение усеченных основ имени и фамилии, прочтение имени справа налево, перестановка звуков имени, использование заимствований. Антропоним Дж. Джойса, поскольку он является текстовой единицей, номинирующей художественный образ, способен конденсировать в своей семантике необходимые образные смыслы и тем самым определять развертывание того ассоциативного фона, на котором должен восприниматься образ. При этом ассоциативные связи, как правило, имеют ярко выраженный аксиологический характер, вследствие чего собственное имя не только номинирует объект, но и участвует в формировании общей оценки номинируемого образа.

Усечение слова относят к узуальным способам словообразования. Однако усечение слова нередко представляет собой процесс разрушения морфемной цельности слова. Особенностью этого способа словообразования является нарушение морфемных швов. Аббревиатуры рассматриваются как лексические единицы, которые противостоят «нормальным» полным словам, т.к. их структурная организация является аномальной.

Подмена смыслового компонента относится к авторским моделям образования девиаций и включает в себя образования по рифме, аналогии, а также с помощью искажения графического облика слова.

Девиации в романе Дж. Джойса носят многофункциональный характер и выполняют стилеобразующую, текстообразующую, номинативно-оценочную, интертекстуальную, антропоцентрическую функции. Наибольший интерес представляет концептообразующая функция девиации, состоящая в концентрации значений вокруг информационного ядра и формировании, таким образом, индивидуально авторских концептов.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь