(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Выводы по второму разделу

В настоящем разделе была построена эпифаническая модель серийных текстов «Дублинцев» в пяти составляющих:

1) стереотипная макроструктура серийных текстов как развертывание эпифанизации из надстроек повествовательных категорий для трансформации действующего сознания внутреннего человека THIS TIME / SUCH AS THIS (= Dublin) / NEVER LIKE / THAT IMAGE:

а) первое макроструктурное кольцо LIKE THAT, которое может быть развернуто в конвенциональное повествование;

б) второе макроструктурное кольцо трасформирует SOMETHING LIKE THAT в THIS TIME THAT IMAGE SUCH AS THIS;

в) третье макроструктурное кольцо, фокус-эпифания NEVER LIKE THAT;

2) трехуровневый тексто-стилевой концепт СОПРИКОСНОВЕНИЕ с противоборствующими сторонами ДЕЙСТВИЕ / НЕ-ДЕЙСТВИЕ, ЕДИНЕНИЕ / НЕ-ЕДИНЕНИЕ:

а) текстовые константы на первом уровне обобщения, вербализующие смыслы СОЮЗ (ДОМ, ДЕТСКАЯ ИГРА, РЫЦАРСКИЙ ИДЕАЛ, ТОВАРИЩЕСТВО), ОДИНОЧЕСТВО (ВЫНУЖДЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО, АБСОЛЮТНОЕ ОДИНОЧЕСТВО) и АНТИСОЮЗ (СГОВОР, СДЕЛКА, СЛУЖЕНИЕ ГРУППОВЫМ ИНТЕРЕСАМ);

б) сквозные текстовые константы на втором уровне обобщения, вербализующие ПОДОБИЕ ЕДИНЕНИЯ в речевых составляющих LITTLE / HOUSE-ROOM / DEAD-ROOM / TWO;

в) идеализированное СОПРИКОСНОВЕНИЕ как ПЕРЕЖИВАНИЕ СЕБЯ В ЕДИНЕНИИ ДУШ в условиях свободы от HOUSE-ROOM, DEAD-ROOM;

3) персонализации в трех персонализационных рядах:

а) «некто» (SOMEWHO) / FALLEN MAN / THERE / THEN) в совокупности подобных «некто» пробуждается;

б) он выходит из привычного состояния, которое эпифанизируется в новое состояние, приводящее к пробуждению (HEREWAKER ARISING HERE NOW);

в) пробуждающийся «некто» перемещается «сюда» (OWN IDENTITY / WOKE / HERE / OUR HOUR OF RISINGS).

4) динамизация светоцветовой среды наложением на фокус «фон, окружение», актуализующим светоцветовую эпифанизацию;

5) топос пространственной одновременности передается тремя видами опыта:

а) прошлый опыт до вхождения в эпифанизацию (конструкция "used to", предлог "after, перфектные формы глагола);

б) эпифанический опыт передается серийными видовременными формами продолженного вида, восклицательными и побудительными, вопросительными предложениями.

в) симультанный вневневременной опыт обнаруживается в топонимике, в реалиях религиозной, культурной и литературной жизни Ирландии, в идиоматике английской речи дублинцев.

Проведенный анализ позволил выявить лингвотипологические принципы эпифанической модели, к которым относятся цикличность, возобновляемость, многослойная ассоциативность, серийность речевых составляющих, освоение языкового потенциала в многократных повторах вербализуемых смыслов.

Цикличность эпифанической модели раздвигает рамки отдельного художественного текста. Самостоятельность серийного текста относительна. Он фрагментирует, в блоке со сходными по вербализуемым смыслам другими серийными текстами, эпифаническую модель, заданную циклом. Цикличность состоит в том, что серийные тексты объединены стереотипной макроструктурой, направляющей все остальные составляющие эпифанической модели. Циклично макроструктурное построение: свернутое повествование о «некто там и тогда» в первом макроструктурном кольце, эпифанизация «пробуждающегося некто здесь и сейчас» в надстройках базовых категорий во втором макроструктурном кольце, вхождение в интерпретативную перспективу идеализированной истины СОПРИКОСНОВЕНИЯ в третьем макроструктурном кольце фокуса-эпифании.

Возобновляемость предполагает динамику эпифанической модели, возможность вхождения в любое кольцо макроструктуры, в любую сторону тексто-стилевого концепта, в любой персонализационный ряд для новых интерпретативных ходов и обобщений.

Многослойная ассоциативность является условием формирования лингвистического универсума. Серийные тексты, построенные эпифанической моделью художественного текста, являются фрагментами общей мозаики, при заполнении которой возникает нечто новое, которое СОПРИКАСАЕТ с языком как текстом.

Серийность речевых составляющих является важным механизмом функционирования модели. По серийным речевым составляющим определяются фрагменты модели, в частности, ими актуализуется эпифанизация.

Освоение языкового потенциала в многократных повторах вербализуемых смыслов обусловлено накоплением речевого материала для эпифанизаций. От прошлого опыта к эпифаническому, от эпифанизации к фокусу-эпифании, от противоборствующих сторон СОПРИКОСНОВЕНИЯ к гармонии идеализированной истины, от ахроматического видения паралича к внутреннему свету — в эпифанической модели серийных текстов все взаимосвязано, взаимообусловлено и подлежит интеграции.

Проведенный анализ серийных текстов «Дублинцев» позволяет заключить, что в них создан лингвотипологический вариант эпифанической модели художественного текста, который в своих основных принципах остается неизменным в идиостиле Джойса. В дальнейшем, цикличность, возобновляемость, многослойная ассоциативность, серийность речевых составляющих и освоение языкового потенциала в многократных повторах вербализуемых смыслов усиливаются проекциями в новые художественные тексты Джойса, разрастаясь в художественный дискурс, трансформационный радикализм которого, как будет показано в следующем разделе, также становится лингвотипологическим принципом.

Результаты, отражающие содержание второго раздела настоящей диссертации, изложены в публикациях №№ 251—256, 258, 259, 264 и 265.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь