(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Мифологический образец: "Архитектурное единство" и "Одиссея" Гомера

В 1944 году письмо цитируют Ричард Левин и Чарльз Шаттак; они же вводят термин архитектурное единство, характеризующий композиционный принцип "Дублинцев" ("First Flight to Ithaca" — 188, 49). Статья "Первый полет в Итаку" является также и первой попыткой поиска образцов, по которым могла быть построена эта книга. Левин и Шаттак пытаются доказать, что, как и "Улисс", только "гораздо более ясно и очевидно... "Дублинцы" основаны на "Одиссее" Гомера" (188, 49). Они объясняют добавление в сборник четвертой, "избыточной" группы рассказов (озаглавленной Джойсом как "общественная жизнь") незавершенным в силу обстоятельств переходом к материалу второй (общественной) половины "Одиссеи". В подтверждение этой мысли цитируется Горман, который "предполагает, что Джойс когда-то планировал создать второй цикл "Дублинцев" (188, 50). Однако, как замечают тут же сами авторы статьи, Джойс "не исчерпал всех возможностей этой параллели". Основываясь на принципе, что висящее на стене ружье должно все-таки выстрелить, авторы "Первого полета в Итаку" обращают внимание читателя на то, "как много случайных деталей (включая и некоторые названия), которые иначе [если их не наполнить смыслом, заимствованным из "Одиссеи" Гомера] кажутся "пришедшими ниоткуда" (188, 53). Если следовать логике сопоставления "Дублинцев" с "Одиссеей", организация материала такова: новеллам о детстве соответствует "Телемахида", о юности — путь Одиссея домой, о зрелой жизни — рассказ Одиссея о своих приключениях Алкиною, а общественной жизни — "три рассказа четвертой группы, которые оригинально завершают "Дублинцев" и повествуют об Одиссее в Итаке (...). И, наконец, новелла "Мертвые", написанная позже и занимающая особое место в "Дублинцах", иронически воспроизводит "истребление Одиссеем воинов и его воссоединение с Пенелопой" (188, 87).

Статья "Первый полет в Итаку" настолько же блестящая и тонкая, насколько надуманная и спорная; она является объектом критики авторов многих монографий о Джойсе. Несомненное ее достоинство в том, что "Дублинцы" рассматриваются как единое, цельное произведение. В недавно вышедшей книге "Джойс, хаос и сложность" Питер Райе, упоминая работу Левина и Шаттака, называет проведенные ими параллели "сомнительными" (причем замечание это заключено в скобки, что тоже показательно) ("Joyce, Chaos and Complexity" — 202, 30). Уоррен Бек также говорит, что этот подход был "самонадеянным" и "подчеркивающим искажения" ("Joyce's "Dubliners" — 152, 2). Но, так или иначе, начало было положено, и поиск образцов продолжался.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь