|
ВведениеМиф является объектом изучения многих наук, прежде всего философии, психологии, структурной антропологии. В большинстве концепций миф рассматривается как форма сознания. Однако, миф является также сложным лингвокультурным явлением, поскольку представляет собой текст (мифологический сюжет), в котором объективируются и перерабатываются факты культуры. Миф заключает в себе безграничные цепи ассоциаций и смыслов и становится, в широком понимании, инвариантным текстом культуры по отношению к будущим текстам. Уровни текстового (вербального) воплощения мифа в литературе XX века могут быть различными от заимствования мифологических имен до создания романов-мифов, драм-мифов, поэм-мифов. При этом, возникая в пространстве художественного текста как предельно обобщенная сюжетно-логическая схема, миф придает произведению большую образность и несет структурную, смысловую и функциональную нагрузку. Существенно то, что архаические мифы, актуализируясь в новых культурных парадигмах, интерпретируются и модифицируются в зависимости от авторских замыслов, обрастая новыми контекстуальными смыслами. А мифологический пространственно-временной континуум, как категория мифа, является тем ориентиром, к которому вольно или невольно обращается писатель в современном хаотическом мире, создавая упорядоченную систему ценностей, семантизируя пространственно-временной континуум произведения. Теоретической базой исследования являются труды в области общей лингвистики текста (В.Г. Адмони, И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, К.А. Долинин, Р.И. Енукидзе, В.А. Кухаренко, О.И. Москальская, З.Я. Тураева), функциональной стилистики (В.В. Виноградов, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов), литературоведения (М.М. Бахтин, В.В. Иванов, Д.С. Лихачев, Д.Н. Медриш), философско-филологическое наследие А.Ф. Лосева. Используются отдельные положения работ представителей западных мифологических школ (Л. Леви-Брюль, Л. Леви-Стросс, Дж.Фрейзер, К. Хюбнер, М. Элиаде, К. Юнг), отечественных ученых мифопоэтической школы (А.Я. Гуревич, В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, М.И. Стеблин-Каменский, В.Н. Топоров). Объектом исследования в диссертации являются разноуровневые структуры текста, эксплицирующие мифологический континуум в составе хронотопа романа-мифа. Содержательные компоненты сюжета романа-мифа «Улисс» рассматриваются как языковые проекции мифологических сюжетов, отраженных в ветхо- и новозаветной культуре и индоевропейском эпосе. Научная новизна исследования заключается в том, что на языковом материале романа-мифа определяются лингвистические маркеры различных мифологических пластов, семантизирующих художественное пространство-время. Они участвуют в формировании художественно-трансформированного мифологического пространства-времени как текстообразующей категории текстов романов-мифов. В работе выявляются лингвистические и понятийные закономерности модификации мифа в тексте художественного произведения. Новизна настоящего исследования связана также с изучением сложного лингвокультурного образования, каким является миф, с точки зрения семиотического подхода, с выявлением концептуальных составляющих мифа и способов их реализации в современных культурных парадигмах. Новым также является рассмотрение мифологем, реализованных в тексте как эксплицитно через свои репрезентанты, мифонимы, так и имплицитно через элементы повествования, в качестве маркеров, сигнализирующих переход к релевантному для развития сюжета мифологическому пространственно-временному пласту. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения реализации категории пространства-времени в аспекте текстообразующего потенциала мифа, механизмов формирования пространства-времени в романе-мифе, где мифологические конституенты являются важными смысловыми и структурными элементами художественного текста. Основной целью работы является выявления уровней, способов и средств актуализации мифологического времени (тесно связанного с пространством) в тексте романа-мифа «Улисс» и механизмов взаимодействия мифологического прецедентного сюжета с текстом современного художественного произведения. Поставленная цель предусматривает решение следующих конкретных задач: 1. определить основные отличительные признаки мифологического времени как конституента пространственно-временного континуума романа-мифа; 2. изучить различные подходы к трактовке мифа в отечественной и зарубежной науке и на основании их выработать концептуальный аппарат исследования; 3. определить лингвосемиотический статус мифа и его текстообразующие функции; 4. определить основные составляющие мифологического временного континуума, уточнить понятие мифологема и архетип; 5. рассмотреть различные уровни актуализиции мифологического временного континуума в тексте романа «Улисс»; 6. выявить конкретные языковые способы и средства его реализации в романе. Теоретическая значимость работы состоит в развитии представлений о структуре и функционировании категории хронотопа в художественном тексте, что является определенным вкладом в теорию текста, стилистику декодирования, теорию интертекстуальности. Определение семиотических характеристик темпоральной структуры развивает теорию знаковости текста как лингвистического объекта высшей степени сложности. Выявление культурных констант, составляющих многослойную мифопоэтическую базу хронотопа, вносит некоторый вклад в концептологию и этнолингвистику. Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ актуализации мифологического временного континуума в текстах романа-мифа может быть применен в квалификационных работах для дальнейшего рассмотрения жанрового своеобразия романов-мифов, использован студентами, аспирантами при изучении способов включения в текст художественного произведения разнообразных литературных архетипов. Результаты исследования, касающиеся анализа языковых механизмов актуализации мифологического временного континуума могут найти применение в курсах по интерпретации текста и стилистике английского языка, в спецкурсах по герменевтике и стилистике декодирования, на занятиях по аналитическому чтению. Методика исследования заключается в сочетании методов лингвостилистического анализа текста с интерпретацией на основе культурологического подхода. На защиту выносятся следующие положения: 1. Мифологическое время (мифологический временной континуум) является подструктурой текстовой категории хронотопа в современном англоязычном романе-мифе. 2. Основными компонентами плана содержания мифологического времени являются архетип — прототипический инвариант ряда сходных мифологических сюжетов и мифологема — культурологическая модификация инвариантного содержания. Лингвистические средства экспликации мифологем как составляющих различных культурных парадигм в тексте романа-мифа входят в единую радиальную структуру, между элементами которой устанавливаются отношения когезии, и объединены общим ядерным архетипическим концептом. 3. План выражения категории мифологического времени реализуется на композиционном, стилистическом, лексическом и фонетическом уровнях. На композиционном уровне темпоральность реализуется через ядерные концепты мифологического повествования, на стилистическом — через эпитеты, цитации, на лексическом уровне — через лексемы, выражающие как конкретные, так и генерализованные понятия, фразеологические обороты, на фонетическом уровне — через звукоподражание, аллитерацию, ассонанс, редупликацию. 4. Мифологический временной континуум в тексте романа-мифа, романа «потока сознания» осмысляется пространственно, что объясняет преобладание в тексте романа-мифа имен собственных, сигнализирующих переход в различные временные пласты, и номинативных конструкций со значением пространственности. 5. Мифологическое время романа — многослойная структура. Многослойность обусловлена поливариантностью культурных контекстов, являющихся источниками мифологем. Мифологемы — репрезентаты греческой, ветхо и новозаветной, кельтской и прочих культур, наследуемых английской, вербализуются в тексте романа опосредованно. Мифологемы могут быть репрезентированы эксплицитно, через свои мифонимы, и имплицитно, через ядерные концепты. Различные мифологические пласты смешиваются, комбинируются и взаимодействуют, создавая новые смыслы. 6. Текстообразующая роль мифологического времени состоит в том, что комбинация единиц плана содержания способствует расширению концептуального времени и содержит, как правило, отсылку к нескольким прецедентным текстам. Функциями мифологического времени является приращение смысла, реализация интертекстуальных связей, выражение авторской оценки, иронии, комизма. Материалом исследования в настоящей диссертации послужил роман Дж. Джойса «Улисс» — роман-миф, роман «потока сознания». Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, выбор объекта исследования, определяется цель работы, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, указываются методы анализа материала. Первая глава «Определение лингвостилистического статуса мифа» посвящена рассмотрению понятия «миф» как лингвистического объекта: дается обзор трактовок мифа в отечественной и зарубежной научных традициях, раскрывается лингвосемиотическая модель исследования мифа. Анализируются понятия, относящиеся к концептуальному полю мифологического хронотопа: архетип и мифологема. Устанавливается преемственность лингвостилистического анализа категории мифологического континуума в отношении к категории художественного времени в лингвистике текста. Намечаются пути анализа исследуемой категории с опорой на выработанный концептуальный аппарат. Вторая глава «Способы реализации мифологического концепта времени в романе-мифе Дж. Джойса «Улисс» посвящена систематическому описанию лингвистических средств, составляющих мифологический временной континуум романа «Улисс». Дается определение и основные лингвистические характеристики текста «потока сознания», выявляются факторы преломления категории мифа и мифологического времени в тексте «потока сознания». Проводится анализ свободного косвенного дискурса как КРФ романа «потока сознания». Анализируются лингвистические маркеры архетипа и мифологем, другие сигналы актуализации концепта мифологического времени. Выявляются уровни реализация мифологического конституента в романе-мифе, в романе «потока сознания»: фонетический, лексический, стилистический и композиционный. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования. В качестве основных источников анализа мифологем использованы энциклопедии «Мифы народов мира» (1987), «Мифология. Античная. Кельтская. Северная.» (1999), «Словарь символов» (1999), «Мифы и предания. Античность и библейский мир» (1993), Библия и ряд монографий.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |