(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Сказочный плен японского сада

Японские сады, впрочем, как и японская поэзия и живопись, очень сильно отличаются от европейских. Это связано с необычным восприятием японцами окружающего мира, трепетным отношением и любовью к природе. Так, в европейском понимании сад — это деревья, кустарники, цветы. У японцев же, кроме традиционного в нашем представлении сада, существуют еще и «сад камней», «сад мхов», «сад воды». Японцы считают, что без растений можно создать сад, а вот без камней, несущих в себе огромную информацию о Космосе и времени, — нельзя.

Нарядные японские фонарики, аккуратная изгородь из бамбука, волнообразно «причесанный» песок, «сухой» ручей, причудливо искривленные миниатюрные деревца, замшелые камни — все это создает легко узнаваемый образ японского сада, получившего признание во всем мире.

Японские сады необычайно выразительны и подобны прекрасным произведениям искусства, их хотелось бы созерцать снова и снова, каждый раз открывая для себя новые грани. Здесь проявляется высший синтез красоты природы и отношения к ней человека. Каждый такой сад создан с безукоризненным вкусом, в нем присутствует своя художественная идея и гармония, подчеркивающая взаимосвязь между объемом, цветом и «строительным» материалом.

В Японии за более чем четыре тысячи лет благодаря нерушимым традициям сформировался особый взгляд на окружающий мир, а искусство организации пространства развилось до высшей степени утонченности.

В течение длительной истории выработались традиционные каноны и принципы построения японского сада, выверенные опытом поколений, исключающие какую-либо хаотичность или случайность.

В искусстве создания японских садов основным каноном служит принцип неопределенности, требующий соблюдения трех главных условий. Во-первых, ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, находящихся в саду, не должна быть равной по длине другой линии. Во-вторых, две воображаемые линии не должны быть параллельными. В-третьих, два предмета, соединенных воображаемой линией, должны быть разных размеров. Принцип неопределенности, с одной стороны, предоставляет создателю сада большую свободу полета фантазии, но, с другой — обязывает следовать определенным требованиям, например соблюдать асимметричность композиций.

Еще один основополагающий принцип создания японского сада — незавершенность композиций, которая дает возможность каждому посетителю мысленно «достраивать» недостающие детали. Японцы считают, что подлинная красота сада раскрывается именно по такому принципу, поскольку способствует более активному восприятию и более полному развитию эмоционального настроения.

Однако важен в японском саду и принцип целостности. Поэтому создатель сада не может себе позволить ни одной случайной детали, ни одного маловыразительного ракурса или малейшей небрежности. Целостность и естественность отдельных элементов (а не их количество) создают подлинную красоту сада. Поистине, японские ландшафтные архитекторы обладают бесценным даром безупречного вкуса.

Кроме того, в основе организации пространства каждого японского сада лежит древнекитайская система инь — янь, выражающая взаимодействие и равновесие тьмы и света, отрицательного и положительного, женского и мужского начал. Янь служит как бы «скелетом» сада, его роль выполняют камни, которые в японском саду несут главную смысловую нагрузку. При этом учитывают их форму, цвет, фактуру в соответствии с особенностями садового объекта. Роль инь играет вода, которая может быть как естественной, так и символической (в виде песка или гальки].

Размещение камней в саду — настоящее искусство. Основное внимание уделяется форме центрального камня в главной композиции, от нее зависят размеры и форма холмов, водоемов, размещение и выбор растений. В японских садах нередко встречаются каменные композиции в виде черепахи и журавля с распростертыми крыльями. Образ морской черепахи, стремящейся достичь дна океана, символизирует глубину человеческого духа, а журавль в полете — стремление человека отойти от земных проблем и воспарить к наивысшему восприятию окружающего мира.

Второй по важности компонент сада — вода в ее разнообразных формах (ручей, водопад, каскад, пруд и т. п.]. При устройстве водоемов японские мастера придают большое значение прозрачности воды и красоте дна. Очень часто в японских садах устраиваются водоемы с островами разных размеров. Это может быть и единственный камень, и небольшой участок суши с растущими на нем деревьями. Остров, который не соединя ется с берегом мостиком, считается «райским». Для украшения ландшафта через водоем устраивают различные мостики — деревянные, земляные, в виде отдельных камней. Для земляного мостика на каркас выгнутой формы насыпают землю и засевают ее травой с плотной дерниной.

Не менее важная деталь японского сада — водопад. Место для него выбирают особенно тщательно — недалеко от дома, чтобы слышать звук ниспадающей воды, а в лунную ночь наблюдать отблески струй.

Подбору растений в японских садах уделяется особое внимание. В первую очередь учитывается символика растений. Основу сада, как правило, составляют вечнозеленые деревья и кустарники, сохраняющие декоративность в течение всего года. Они создают удивительно спокойный зеленый фон, на котором эффектно выделяются отдельными пятнами цветущие

растения. Почитаемая японцами сосна с красивым изогнутым стволом, символизирует долголетие. Из других хвойных пород используют кедр, ель, криптомерию, кипарис, тис, можжевельник. Особой привилегией пользуется клен, создающий осенью огненно-рыжие и густо-красные аккорды. Стойкость и мужественность олицетворяет бамбук с его стройными прямыми стволами. В период цветения сакуры, магнолии, азалии, камелии и других растений в Японии в их честь устраивают пышные празднества, тем самым отдавая дань уважения и восхищения.

Растения в японском саду размещают так, чтобы подчеркнуть особенности каждого из них. Кустарники часто высаживают вдоль аллей, на холмах и берегах водоемов, подстригая их в форме шара. Формируют и кроны хвойных, придавая им разнообразные очертания. А вот цветы в японских садах редко используются, иногда они просто отсутствуют. Исключение составляют любимые японцами ирисы, хризантемы, пионы и лотосы, олицетворяющие духовную чистоту и являющиеся украшением любого водоема.

Газон в японском саду часто заменяют мхом (различными ви дами), чистым речным песком или серебристо-белым гравием.

Особое внимание уделяют садовым дорожкам, которые подобно «экскурсоводу» ведут посетителя по саду, представляя взору часто меняющиеся пейзажи. Поскольку японский сад максимально приближен к природному ландшафту, очень естественно выглядят садовые дорожки из плоских камней неправильной формы, гальки, песка и щебня различных цветов. Часто для создания дорожек используют сразу несколько материалов. Промежутки между дорожками из искусственных плиток засевают травой.

Еще одно неотъемлемое дополнение японского сада — низкие изгороди-бордюры из бамбука, подчеркивающие изгибы дорожек.

Японский сад дает современному человеку примеры организации пространства, культуру восприятия и осмысления форм. Меняются эпохи и правители, а сады камней остаются прежними: те же аккуратные волны морского песка и замшелые камни. А скольким еще поколениям они будут служить источником вдохновения, раздвигая пределы каждодневной реальности и открывая новые прекрасные грани. По-истине, японские мастера работают в вечности.

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь