(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Дети. Наказание как преступление

«...Совет Европы начал широкомасштабную кампанию, целью которой является запрещение в странах — членах организации телесных наказаний детей. К телесным наказаниям Совет Европы относит оплеуху, затрещину, шлепок и т.д. Заместитель генсека Совета Европы Мод де Бурбуккио, курирующая вопросы защиты детей, подчеркнула, что наказания подобного рода нарушают человеческое достоинство ребенка. На сегодняшний день только 16 стран — членов Совета предприняли ограничительные меры в области наказания детей (как в школе, так и дома). Лидером по количеству внесенных изменений в законодательство, связанное с защитой детей от наказаний, является Швеция...»

«РИА—новости».

Правильно ли Вы наказываете своих детей за проступки? Как именно Вы наказываете своего ребенка? Допускаете ли Вы такой вид наказания, как порка, оплеухи? Как отразятся наказания, применяемые Вами, на характере и душевном состоянии Ваших сына или дочери?

...Он протестует... В полтора года он ложится на тротуар, закатывает истерики в магазине, требуя купить ту или иную игрушку. В три — он плюется и дерется со сверстниками. В 16 — он врет и ворует деньги. Он мой ребенок, и я все чаще спрашиваю себя: что мне делать для того, чтобы он вырос хорошим человеком? Я слышу, как сотни людей предлагают мне выбрать якобы проверенные временем методы воспитания (читаю — наказания), в числе которых физическое или психологическое воздействие, а чаще и то, и другое вместе. Я действую интуитивно, наугад, вслепую там, где неточностей быть не должно...

«Дитя воспитывают, когда оно поперек лавки лежит», «Жалеть розгу — портить ребенка» — именно такие цитаты приводят сторонники воспитания а—ля порка. А еще вспоминают, «сколько розог получил в свое время Ломоносов, и ничего... Каким человеком стал!», рекомендуют перечесть еще разок «Детство» Горького да «Детство Темы» Гарина—Михайловского, где красочно описано, «как в мальцов разум вколачивать». Тут же звучат выдержки из книги книг: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:25); «Гневливый пусть терпит наказание потому, что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Прит.19:18,19); «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей»(Прит.29:17).

— Не смешите! — восстают против приверженцев кнута сторонники пряника. — Где Вы в Библии читали, что Бог—отец гоняется за Иисусом, схватив ремень или розгу? Один невежда неправильно Священное писание толкует, другой невежда применяет это на своем ребенке. Действительно, если прочтете притчу 13:25 на иврите, Вы увидите словосочетание «мусар йатиф» — «проповедовать мораль», т.е. наставлять ребенка, а не наказывать его физически. А «наказывай сына» в оригинале звучит, как «иасер эт бинха», что значит «ограничивай, лишай удовольствий» и только...

То и дело родители, вступая в диалог с собственной совестью и разумом, задают себе вопрос (хорошо, если задают) «бить или не бить» (речь не о насилии, а о воспитательной мере) проказника? Ответ на этот вопрос остается открытым. Сегодня все чаще в обществе слышны утверждения в духе: «Порка как метод воспитания должна уйти в небытие, поскольку порождает в душе ребенка агрессию», «Порка не нужна, можно решить все вопросы цивилизованно». Любопытно, что некоторые медики вовсе утверждают, что пороть детей (преимущественно мальчиков) до полового созревания ни в коем случае нельзя, ибо именно в процессе порки (от возникающих ощущений) рождается склонность к гомосексуализму.

  • Чушь! — протестуют приверженцы кнута. — Как раз в малолетстве и нужно воспитывать ребенка, ибо потом будет поздно...

    Так бить или не бить? Цивилизованная Европа приняла следующее решение — не бить! Так, в Швеции, если полиция заметит на теле ребенка синяк, шишку, ссадину, если будет доказано, что это дело рук родителей, папочка и мамочка отправятся прямиком в места не столь отдаленные. То же самое можно сказать о Франции, Италии, Англии и т.д.

    В середине 90—х годов в Японии готовилась к показу одна из серий хорошо известного в России мультипликационного сериала «Сейлор Мун». В этой серии было показано, как наказали главную героиню 14—летнюю школьницу Банни за систематические опоздания: девочка была вынуждена до конца урока стоять в коридоре с ведром воды на голове.

    Интересно, что сегодня в Японии молодежь уверена: «Ребенок — не груша для битья. Родители должны понимать, что даже несколько легких шлепков могут породить ряд комплексов у наказанного ребенка».

    Европа отрицает телесные наказания. Но и в этом отрицании есть скрытая опасность. Кто может гарантировать, что, не наказывая свое дитя физически, родители не станут «бить» его морально? В этом смысле красноречив пример, приведенный московским старшеклассником Антоном Красиловым на одном из родительских форумов:

    «...после родительского собрания меня и мою одноклассницу Лену наши родители решили наказать. Мне мама влепила ремнем по попе. Я помню чувство стыда как при подготовке к порке, так и во время нее. Помню, мне было больно. На смену боли пришли мысли о том, что надо было быть умнее. Не прогуливать уроки. Надо взять себя в руки. Родители Лены телесное наказание не признавали. Они наказали дочь иначе. Лене запретили в течение месяца контактировать с друзьями и подругами, знакомыми, соседями. Запретили принимать дома гостей. Гуляла она час «для здоровья» под бабушкиным присмотром. Если кто—то подходил к ней на улице, Лена должна была отвечать, что она наказана и не может разговаривать. Если в доме раздавался телефонный звонок, и кто—то спрашивал Лену, родители подзывали девочку к телефону, чтобы она объяснила, что наказана.

    Я не знаю, что чувствовала моя одноклассница, могу только представить себе ее состояние. Во время прогулок под «конвоем» на глазах у всего двора девочка ощущала себя униженной. О том, что Лена наказана очень скоро узнали все 7-10-е классы нашей школы. О моей однокласснице судачили на переменках, ей выказывали сочувствие — не всегда тактично. Иные жестоко издевались, дразнили. К концу наказания Лена превратилась в загнанное в угол, глубоко несчастное существо. Поговаривали, что девочка была близка к суициду.

    Я пережил свой позор наедине с матерью, в стенах своего дома, в течение 15 минут. Сколько раз ощущала себя с «голой попой» Лена за этот месяц, страшно представить. Тогда я понял, что психологическое наказание страшнее маминой розги».

    А может быть, страшнее не форма наказания, а то, что родители не знают меры, наказывая свое чадо?

    «Будьте своим детям друзьями, и тогда все будет отлично», — восклицают американцы».

    В 80-е годы в журнале «Школа и жизнь» было опубликовано письмо одной мамы, которая признавалась: каждый раз, когда сын совершал проступок, наказание перепадало на ее долю, например, муж лишал ее сладкого, не позволял смотреть любимые фильмы и т.д. Сыну стало жаль маму, и мальчик стал хорошо учиться, научился жить в ладу с семьей.

    Так как же нужно воспитывать своего ребенка? Если у Вас есть точные рецепты, не самонадеянны ли Вы?

  • Яндекс.Метрика
    © 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь