На правах рекламы: • Приглашаем прочесть лучшие лайфхаки на все случаи жизни на сайте. |
Выводы по главе IIIОдной из важных функций, выполняемой девиациями в романе, является концептообразующая. Раскрывая и дополняя друг друга, девиации участвуют в концентрации значений вокруг информационного ядра, таким образом, формируя индивидуально — авторские концепты «Флора», «Бестиарий», «Музыка», «Религия», «Пространство» и «Ирландия». Девиация выступает как инструмент структурирования индивидуально авторских концептов, поэтому она соотносится с авторским «Я», входит в материю категории «образа автора». Изучение когнитивных структур может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептов, концептуальных моделей. В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира — особом уровне сознания, единицы и структура которого обусловлены языком как формой, и приоритет отдаётся анализу протяжённых синонимических рядов и объёмных тематических групп. Во втором — на представлениях о некоторой когнитивной структуре, реализуемой речевыми произведениями, текстами, пропозициональными связями, а также на тех представлениях, которые закреплены в виде языковых знаков разных уровней, особенно тех, которые объективируют события, поскольку окружающий мир, отражённый в концептуальной картине мира, это мир событий, а не изолированных и самодостаточных вещей. Концепты выступают в качестве единиц ментальной информации, о характере которой, в частности, позволяет судить язык. Концепты обладают определённым содержанием, отличным от содержания понятия, синтезирующим лексикографическую и энциклопедическую информацию; содержанием, в котором сливались бы денотация и коннотация, ближайшее и дальнейшее значения слов его выражающих, знания о мире и познающем его субъекте. Индивидуально авторский концепт обнаруживается в ряде произведений одного автора и определяет индивидуальную картину мира того или иного писателя. Его анализ базируется на выделении и описании ассоциативно — смысловых полей. Картина мира в художественном тексте формируется в сознании автора и читателя за счет текстовых смыслов различного происхождения (вербального и невербального). Текстовые смыслы вербального происхождения детерминированы преимущественно семантикой лексических единиц. Классификация ИАК на внешние и внутренние происходит в зависимости от ассоциативной связи с визуально — аудитивными характеристиками явления (внешний ИАК), либо с изменением объема сущностных характеристик понятия (внутренний ИАК). Внешние ИАК «Флора», «Бестиарий», «Музыка» выявили закономерность использования словообразовательных моделей словосложения, преобразования фонемного состава, а также авторских антропонимов, как наиболее часто используемых в языкотворчестве автора. Визуальный и акустический образ не затрагивает сущностных характеристик и может изменяться от концепта к концепту. Во внутренних ИАК «Религия», «Пространство» и «Ирландия» наиболее частотными являются модель словосложения (принцип композиционной семантики), заимствования из различных языков, конверсии, подмены компонента. Внутренние концепты характеризуются диффузностью своих границ, что обусловлено континуальностью смысла и непрерывностью концептуального пространства. Лексемы, репрезентирующие смысловые поля ИАК, могут в зависимости от выражаемого ими смысла и образования различных ассоциативных связей, входить в несколько полей, формирующих различные ИАК. Исследование языкотворчества Дж. Джойса в рамках индивидуально авторских концептов подтверждает одно из базовых положений когнитивной лингвистики о значительно большем содержательном богатстве сущностей концептуального уровня по сравнению с языковыми формами их объективации (минимум сигнала, максимум информации).
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |