На правах рекламы: |
3.3.1. Конкретные и абстрактные концептыВ психологии концепты различают по степени конкретности — абстрактности. Конкретные (ложка, книга, горький, холодный) сохраняют главным образом чувственный, эмпирический характер, легко опознаются, относительно легко классифицируются. Их содержание легче продемонстрировать, чем объяснить словами. Абстрактные концепты представляют большую сложность в процессе их анализа. Их сущность «расплывчата», «субъективна по своему характеру», их не так легко классифицировать, носители языка владеют ими бессознательно, толковые словари фиксируют самые общие их признаки. Для передачи конкретного концепта, связанного с устойчивым чувственным образом, достаточно значения отдельного слова, которое активизирует данный образ. Абстрактные концепты часто требуют развёрнутых описаний — дефиниций, текстовых иллюстраций. Анализ логико-философских и лингвистических дефиниций абстрактного даёт обобщённую формулировку лексической абстракции: абстрактное имя существует как знак того, на что должно быть направлено внимание, но смысл его не абсолютный, а относительный в силу нефизической, неприродной сущности [Чернейко 1998:73]. Это знак, которым может быть обозначено большое или даже бесконечное множество объектов, при этом в значении данного знака отражается только то, что будет общим для всех обозначаемых. Его инвариантное содержание (общее для всех носителей) значительно меньше вариативной части, зависимой от опыта личности. Обозначение многого происходит за счёт «минимизации» значения — оно может быть моносемным, так как имеет место экономия семантических средств выражения значения. Одновременно увеличивается экстенсионал значения; известно, что связь между ними обратно пропорциональная. В отношении носителя языка к абстрактному имени дискурсивное мышление уступает место недискурсивному, так как представления об абстрактной сущности сложились в данной культуре и переданы традицией и через язык. Кроме того, отмечается, что абстрактные метафизические понятия относятся к мифологемам — представлениям воображения, ассоциативным по природе. Ассоциативный потенциал обусловливает несвободную сочетаемость слова. Таким образом, представления о внеязыковых сущностях (совесть, власть, свобода), которые сложились в языке, извлекаются из сочетаемости знака [Лукин 1993; Чернейко 1998]. Так, в «Улиссе» встречается абстрактный концепт dongiovanism (р. 196) в разговоре Стивена и его друзей, сидящих в библиотеке. Концепт образован с привлечением имени собственного и извлечения информации о Дон Жуане, как о мужчине, прославившемся своими любовными похождениями. Обсуждая Шекспира, его творчество и личную жизнь, один из молодых людей выдвигает идею о том, что поэт, компенсируя неудачу в браке, становится Дон Жуаном и совращает множество женщин. Хотя, по мнению молодого человека, и здесь Шекспира подстерегают неудачи. Другим примером абстрактного концепта в романе является девиация, образованная словосложением yogybogeybox (р. 191) — «йогобогомуть». Последний компонент слова является определяющим т.к. соотносится не с английским «box» — «коробка», а с хорватским словом, обозначающем «помещение, предназначенное для деловых встреч, собраний». Таким образом, возникает представление о здании, в котором происходят не интересные, скучные собрания. В отличие от абстрактных концептов, непосредственно и тесно связанных с особенностями менталитета народа, предметный/конкретный концепт, связанный с реально существующим в окружающем человека мире объектом, гораздо меньше зависит от этноспецифики менталитета и по своим основным характеристикам является идентичным для разных народов. У Дж.Джойса это такие концепты как: waterjugjar (р. 502), stickumbrelladustcoat (p. 249), weedgrown seeweedy rocks (p. 355), britanniametalbound (p. 462) Как можно заметить, большинство конкретных концептов также образованы словосложением.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |