На правах рекламы: • https://moscow.infoproverka.ru/slezhkaza-zhenojВам подберут удобное время для консультации, назовут актуальные цены, примерно подсчитают сумму затрат. Рекомендуется заранее подумать о том, какую информацию вы желаете сообщить нашим сотрудникам – не вся она может оказаться полезной. Наши клиенты, уже воспользовавшиеся услугами проверки сообщений и социальных сетей, как правило, остаются довольны работой частных сыщиков. |
Время
Романы Кафки — трилогия одиночества, вины и мистического отказа, уникальное соединение сказочности и политичности, мифа и сверхреальности, чуда и беспросветности жизни. Техника «рассказываемого сна» и поэтика «мнимых величин» позволили Кафке изобразить «парадоксы бытия» — таковы человек-насекомое, мышиная певица, возвращение тела охотника Гракха из мира мертвых в мир живых и т. д. Здесь важны свойственные художественному миру Кафки категории «чуда» и «возможности», опробывания «неопределенности» и «мнимости» в качестве категорий бытия. В.Г. Зусман полагает, что новелла о Гракхе отвечает духу современной физики с ее «вывернутым пространством» и «обращенным временем». Кафка вообще любит «эксперименты» с пространством и временем: исследует точки соприкосновения бытия и небытия, земного и неземного, посю- и потустороннего, границу социума, сна и чуда. Его мир, его пространство и время носят синтетический характер, здесь «все возможно» — вплоть до обращения и взаимопроникновения времени и пространства, прошлого, настоящего и будущего, мистики и яви. Кафка показал, что пространство личности, «Я», соизмеримо с внешним пространством, более того, что одно может увеличиваться за счет сжатия другого. Чем больше внутреннее пространство, тем человечнее человек. Время Кафки мифологично, теологично — пустое повторение, бессмысленная круговерть, вечно длящееся мгновение, воспроизводящееся в судьбах людей разных эпох и поколений.
Для обеспокоенных вечностью бытие и время кошмарны: ужас неразрешимости вечных вопросов плюс отчаяние молниеносности отпущенного времени. Он называл время самой возвышенной и наименее осязаемой частью творения. Имея в виду уже человеческое, а не божественное время, он говорил: оно втиснуто в сеть нечистых деловых интересов. Тем самым унижается и пачкается всё творение. Время, изгаженное человеком... А вот в его искусстве время остановилось. Или вышло из своей колеи. Это даже не отсутствие времени, а его бренность. Бренность у врат закона, никогда не меняющегося и ничего не меняющего. Мнимость времени Йозефа К., Грегора Замзы и землемера К. Абсурд времени Улисса, Великое Никогда Эльзы Триоле. Вымышленность времени у Вирджинии Вулф. Расчленение и непрерывное ускользание времени — у Пруста, Фолкнера, Жида, Хаксли.
Время Кафки — внеисторично. Потому-то его искусство времени не боится. Из посылки, что каждый — сын своего времени, никак не следует, что он — его болезнь. Все — дети времени, но только такие, как Кафка, — дети вечности. Мы живем в эпоху ломки времени. Часы — есть, но время — себя исчерпало. Новизна утрачивается, открытия приходится «закрывать». Почти всем ясно, что ничто не ново под луной. Даже — мы. Наши изыски — возврат к первобытному примитиву, одномерность вульгарного сознания. Да и часы наши уже сплющились, искривились, расплавились, потекли. В них поселились черви. — Упорство памяти, Сальвадор Дали.
Это потрясающе: болезненный, поглощенный своими страхами клерк, вобрал в свое искусство всю неизменность всечеловеческого времени... Остается еще время личное, внутри неподвижного целого — да и оно движется к концу, к угасанию. Иных вестей не слышу: вечно мчится
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |