|
Мы — пруфрокиНу что же, я пойду с тобой... Мы — илоты, пытающиеся обмануться. Всю жизнь — фарс! — шуты, ломающие комедию. Жалкие комедианты... В дешевых кабаках, в бормочущих притонах, Герои, идущие в обход; вся жизнь — «преодоление» обстоятельств. Всё в воображении: мы не способны отважиться ни на что: даже на слова. Герой, однако, стремится обосновать свою внешнюю, пруфроковскую безгласность как возвышенно-ироническое отречение от любви, так что возникает подобие драматического монолога. Существует огромное количество версий прочтения Пруфрока: смесь скепсиса и веры, трагизма и иронии, издевки и самопародии; есть даже понятие «синдром Пруфрока» — невротический конфликт и его поэтическая инструментовка. Мне же кажется, всё — о нас... Убожество города, бесприютность человека, бессмысленность его жизни — нет, всё это не «реквием умирающей цивилизации» — наша с вами убогая и унылая жизнь... Даже стремление героя обосновать свою внешнюю, пруфроковскую безгласность как возвышенно-ироническое отречение от любви (по причине сексуальной неполноценности), даже претензия на пафос... И конечно, будет время Это сатирическая ода эвримену, каждому, и мне, и тебе, и тебе... Нет! Я не Гамлет и не мог им стать; Так в чем же наша сила? — В Пруфроках... Пруфроковская культура. В ней мы живем и творим. Что? Величайший пруфроковский реализм сюсюканья и матерщины. Давайте выйдем вместе — вы и я — Это еще ничего: у Элиота кризис культуры историчен, а вот у Мартена Нильсена нет и этой спасительной нити: он превращен в проблему личной вины. Возможно, отношение Элиота и Паунда к судьбам общества было бы неприемлемым для Готье и Рембо, но писать после Освенцимов, Аушвицев и ГУЛАГов, поэтизировать в зловещее апокалиптическое время так, как в эпохи Возрождения или Просвещения, или романтизма, или декаданса, — нельзя. Апокалипсис диктовал новые темы и новые средства: темы полых людей и бесплодной земли и средства разорванного сознания. Задача современной поэтики, скажет Энрайт, не обелять человека, но проникнуть под эту грязную оболочку. Коллингвуд: «Элиот — пророк, ибо говорит своей эпохе о тех язвах и ужасах, которые тайно разъедают ее». Уже в поэтическом дебюте — множество находок будущего мэтра: иронически-пародийные цитации и аллюзии, реминисценции из Библии, Данте, Шекспира, Донна, Вебстера, Теннисона, изменение смысла, «в результате чего великолепие заимствованного пассажа оказывается поколебленным и попранным».
Уже в Пруфроке — виртуозность «вечности в мгновении»: передача всего многообразия мира в мимолетности конкретной зарисовки, взаимодействие и взаимопроникновение идей и эпох, полифоничность, поэтика «сцеплений».
Пруфрок — поэтический полигон Элиота, первый прогон идей и поэтических средств, первый эксперимент по реализации его же эстетических принципов, согласно которым «поэтическая оригинальность заключается в особом способе монтажа по виду несвязного и несходного материала, в результате чего возникает новое целое». Уже здесь необычайное ритмическое разнообразие сочетается с редкостной согласованностью ритма со смыслом. Тематика борьбы плоти и духа, вожделения и усмирения, животности и человечности развита в Суиниадах и Шепотках бессмертия. Мифологические и софокловские мотивы и образы подчеркивают извечность человеческого зла и насилия. Всё высокое здесь снижено, всё классическое окарикатурено, всё трагическое обильно сдобрено иронией.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |