|
ЗаключениеВ настоящей работе мы рассмотрели присутствие шекспировской темы на сюжетном, языковом и смысловом уровнях текста "Улисса". На сюжетном уровне шекспировская тема присутствует в романе в форме гамлетовской ситуации Стивена. Параллель Стивен-Гамлет обозначивается в "Телемаке", проявляясь в сходстве эмоционального состояния Стивена с переживаниями Гамлета. Шекспировская тема также позволяет Джойсу намекнуть на сходство ситуации Стивена с ситуациями других литературных героев: в "Сцилле" обозначивается параллель между Стивеном и Вильгельмом Мейстером. Стивен принадлежит к группе персонажей, знающих о своей литературной родословной: на это указывают цитаты из речей Гамлета в его мыслях, где он отождествляет себя с принцем датским. С помощью шекспировской лекции Стивена Джойс показывает, что Стивен стремится преодолеть свое гамлетовское амплуа посредством отождествления себя уже не с персонажем (Гамлетом), а с его создателем, Шекспиром. История жизни Шекспира в изложении Стивена образует своего рода роман в романе: в "Сцилле" Стивен очерчивает биографию Шекспира от его рождения до возвращения в Стратфорд на склоне дней. В лекции Стивена легенда о Шекспире приобретает черты сюжета-ситуации, не менее отчетливой, чем ситуация Гамлета. В шекспировской ситуации находится в "Улиссе" Блум, на что указывают такие моменты в сюжете романа, как кольцевая композиция странствий Блума и измена его жены Молли. Шекспировские ассоциации в образе Блума дополняют центральную сюжетную параллель "Улисса", Блум-Одиссей. Главная функция, выполняемая литературными параллелями в "Улиссе", в т.ч. шекспировскими, является расширение нарративной основы романа. Сходство ситуаций Стивена и Блума с, соответственно, ситуациями Гамлета и Шекспира позволяет Джойсу изобразить жизни Стивена и Блума в развитии. Благодаря литературным параллелям, а также цитатам и аллюзиям, роман об одном дне расширяется до повествования о прошлом и будущем героев и, более, всего человечества. Параллели Стивен-Гамлет и Блум-Шекспир также устанавливают более глубокую связь между сюжетными линиями Блума и Стивена, чем та, что существует на чисто фабульном уровне "Улисса". Гамлет и Призрак символизируют в лекции Стивена две стадии человеческой жизни — молодость и зрелость. На фабульном уровне романа эти стадии находятся в конфликте: Стивен отвергает гостеприимство Блума. Шекспировская тема позволяет объединить "Телемахиду" и "Одиссею" "Улисса" в единое целое. На языковом уровне "Улисса" шекспировские цитаты и аллюзии расширяют стилевое многообразие романа. В речи и потоке сознания Стивена шекспировское слово часто выражает иронию, иногда иронию трагическую. Шекспировские аллюзии и цитаты, их количество, степень известности и характер использования (сознательное цитирование, спонтанное употребление крылатых выражений) служит средством обрисовки особенностей мышления джойсовских персонажей. Присутствие шекспировских цитат в речи и потоке сознания героев "Улисса", даже менее эрудированных, чем Стивен, доказывает, что Джойс видел в шекспировском слове неотъемлемую часть повседневной английской речи. В "Улиссе" сознание Стивена еще сильнее насыщено литературными отсылками, чем в "Портрете художника в юности". Обилие малоизвестных цитат из Шекспира в речи и мыслях Стивена обособляет его от остальных персонажей, подчеркивая его фактическое одиночество и отсутствие эмоционального контакта с окружающими его людьми. На смысловом уровне шекспировские аллюзии и цитаты позволяют Джойсу продемонстрировать присутствие прошлого в настоящем и представить описанные в "Улиссе" события в форме "вечных" ситуаций. Данное обстоятельство приобщает "Улисс" к традиции неомифологизма в литературе XX в. Шекспировская тема позволяет Джойсу воплотить идею повторяемости архетипических ситуаций в человеческой жизни — идею, высказанную им еще в статье 1900 г. "Драма и жизнь". Шекспировские лейтмотивы также служат, по выражению Е.М. Мелетинского, "решеткой", упорядочивающей разнородный художественный материал, который Джойс вводит в свой роман. Особые функции выполняет шекспировская теория Стивена. Джойс использует ее в своей полемике с интерпретацией шекспировских пьес в трудах романтиков и работах основателей психоанализа. Шекспировская лекция в "Сцилле" также служит Джойсу для деромантизации образа Стивена и выражения иронии по поводу его трагической гамлетовской маски. Шекспировская' тема позволяет Джойсу откликнуться на один из центральных вопросов, волновавших ирландские интеллектуальные круги его времени — проблему взаимоотношений между ирландской и английской культурами. В своих работах, в т.ч. "Улиссе", Джойс неоднократно высмеивал проявления- английского' шовинизма, однако он также выступал против ирландского культурного национализма, проявлявшегося, к примеру, в попытках некоторых ирландских критиков сделать из Шекспира ирландца или наоборот, представить его носителем идеологии британского империализма. Теория Стивена также является пародией Джойса на превращение Шекспира к концу викторианской эпохи в английского культурного идола. Использование шекспировского материала в "Улиссе" необходимо рассматривать в контексте цитатности литературы модернизма. Интертекстуальность признана одним из центральных эстетических принципов модернистских текстов. Как показывает анализ произведений Т.С. Элиота, В. Вулф и Л. Стрейчи, к Шекспиру и елизаветинцам у модернистов было особое отношение. С одной стороны, обращение к елизаветинской культуре обнаруживало в их глазах интеллектуальную пропасть, разделявшую художников различных времен. С другой стороны, модернисты воспринимали дух пьес Шекспира и поздних елизаветинцев как близкий европейской философии начала XX в. На этом сочетании ощущения близости Шекспира и его устарелости и основано обращение к нему Джойса в "Улиссе". В заключение скажем несколько слов о перспективах решения основных проблем диссертации. Анализ шекспировской темы в "Улиссе" возможно углубить, рассмотрев шекспировские цитаты и аллюзии, присутствующие в остальных главах романа. Также целесообразно рассмотрение шекспировского слова в "Улиссе" в контексте полного спектра "чужих" слов в романе, в т.ч. в контексте отсылок к Библии, музыкальным произведениям и массовой литературе. Главным направлением развития темы диссертации видится анализ шекспировской темы в других произведениях Джойса — "Портрете художника в юности", "Поминках по Финнегану" и поэзии. Salines Е., Udris R. Introduction // Intertextuality and Modernism in Comparative Literature. P.22.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |