На правах рекламы: • http://aromaxxi.ru как выбрать оборудование для ароматизации помещений. |
Примечания1. Нил Корнуэлл пишет: "Нам известно, что Джойс был "очарован" Бакуниным и анархистами, вероятно, в год революций ассоциация Бакунина с Вагнером прибавила ему привлекательности в глазах Джойса... Он также питал симпатию к фигуре Кропоткина, чью концепцию "взаимопомощи" можно обнаружить в философии Блума" (75, 31). В момент написания "Поминок" у Джойса возникают совсем другие ассоциации, ЧК напрямую отождествляется с гестапо: "Gestapose to parry of cheekars or frankuter on the odor" (19, 332). 2. Произведения Джойса принципиально фрагментарны, что связано с его эстетикой. Для Джойса "цельность" (INTEGRITAS) заключается в совпадении бесчисленных противоположностей. Поэтому поверхностному читателю "Дублинцы" предстанут случайным набором "картинок" из жизни самых разных людей — натуралистических зарисовок, ничем между собой не связанных, кроме времени и места. При этом время тоже фрагментарно и, как правило, укладывается в рамки одного дня. 3. Джойс даже писал Роберту Россу, желая перевести статью Уайльда "Душа человека при социализме" (см. Эллманн — 170, 274). 4. В парижском дневнике писатель трактует фразу Аристотеля следующим образом: "Е tekhne mimeitai ten physin" Эта фраза неверно передается как "искусство есть подражание природе". Аристотель здесь не дает определения искусству, он говорит лишь: "Искусство подражает природе", имея в виду, что художественный процесс соответсвует естественному, природному процессу" (8, 182). 5. Станислав Джойс, адресат большинства писем Джеймса Джойса, написал книгу о своем барте. Из этой книги, хотя она не является серьезным научным исследованием или последовательной биографией, можно почерпнуть много интересных сведений о Джойсе — см. Joyce S. My Brother' Keeper. Ed. R. Ellmann. London: Faber & Faber, 1958. 6. Новелла "Мертвые" является классическим примером ритмизованной прозы; финал новеллы имитирует ритмом кружение снега (см. Л. Татару, "Композиционный ритм художественного текста" — 120). 7. После публикации рецензии Джойса на пьесу "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" 1 апреля 1900 года в "Двухнедельном обозрении" Ибсен написал Уильяму Арчеру: "Я прочел, хоть и не без труда, рецензию мистера Джеймса Джойса в "Двухнедельном обозрении", которая показалась мне весьма доброжелательной, и я бы с удовольствием поблагодарил его лично, если бы сносно владел языком". Арчер передал Джойсу эти слова. 8. Подробнее о технике потока сознания см. статью Patrick A. McCarthy, "The Moore-Joyce Nexus" (190). 9. О теории триединства красоты и ее истоках в эстетике Джойса писали: Е.Ю. Гениева ("Художественная проза Дж. Джойса" — 47), H.H. Белозерова ("Эстетика поэтических произведений Джойса" — 31); см. также монографию Ш. Бривика ("Joyce the Creator" — 158). 10. Понятие пространственной формы ввел Дж. Фрэнк в статье "Пространственная форма в современной литературе" (131); открытие этого художественного приема он связывает с творчеством Флобера. 11. "Эпифания" у Джойса также имеет много общего с понятием "claritas" ("сияние") — составляющей его теории красоты. В "Портрете художника в юности" Стивен подробно раскрывает его содержание: "Фома Аквинский употребляет термин, который мне кажется неточным. (...) По его определению получалось, что он говорит об идеализме и символизме и что высшее свойство красоты — свет, исходящий из какого-то иного мира, в то время как реальность — всего лишь его тень, материя — всего лишь его символ. Я думал, что он разумеет под словом claritas художественное раскрытие и воплощение божественного замысла во всем, что claritas — это сила обобщения, придающая эстетическому образу всеобщее значение и заставляющая его сиять изнутри вовне. Но все это литературщина. Теперь я понимаю это так: сначала ты воспринял корзинку как нечто целостное, а затем, рассмотрев ее с точки зрения формы, познал как нечто — толко таков допустимый с логической и эстетической точки зрения синтез. Ты видишь, что перед тобой именно этот предмет, а не какой-то другой. Сияние, о котором говорит Аквинский, в схоластике — quidditas — самость вещи. Это высшее качество ощущается художником, когда впервые в его воображении зарождается эстетический образ". (6, 403-402). 12. Д.Д. Благой пишет об этой особенности дара Пушкина: "Синтез — один из основных законов творчества Пушкина, впитавшего в себя опыт "великанов" мирового искусства слова (античных поэтов, Данте, Шекспира, Вольтера, Гете, Байрона), стремительно прошедшего через все стадии развития непосредственно предшествовавшей и современной ему литературы... и вслед за этим впервые поставившего литературу на качественно новый путь..." (36,1, 115-116); о синтетическом характере творчества Джойса говорилось как основе творческого метода в работах Е.Ю. Гениевой (47), И.В. Киселевой (72). 13. В сентябре 1905 года Джойс писал брату: "Когда думаешь о том, что Дублин — столица уже на протяжении двух тысячелетий, что это второй город в Британской империи, что он почти в три раза больше Венеции, то кажется странным, что ни один художник не представил его миру" (8, 196). 14. См., например, статью A.A. Астванцурова "Джойс — автор "Джакомо" и "Изгнанников" (23). 15. В частности, с книги Уильяма Карлтона "Записки и рассказы из крестьянской жизни" — 1830 год. Эта книга принесла ему известность и дала основание Йейтсу назвать Карлтона родоначальником современной ирландской прозы. 16. Ср. с философией диалога Мартина Бубера: "- Какой же опыт получает человек от Ты? Никакого. Ибо Ты не раскрывается в опыте. Что же тогда человек узнает о Ты? Только все. Ибо он больше не узнает о нем ничего по отдельности" (40, 21). 17. "Манера Чехова не описательная, а драматическая. Если мысли героя передаются "в тоне" героя, то чувства, состояние вообще не описываются, а предметно воплощаются, передаются в жесте, мимике, выражении лица, интонации — драматизируются" (3. Герсон -51, 130) 18. Э.Б. Акимов считает, что образ "камеры" является центральным в поэтике раннего Джойса, что позволяет ему рассматривать "Камерную музыку", "Дублинцев" и "Портрет" как художественное целое (24). 19. Антитезу "повесть — новелла", четко обозначенная еще Э. По, по отношению к Чехову считают несостоятельной ряд исследователей (3. Герсон — 51; В. Голубков — 54). Эта точка зрения получила распространение в связи с тенденцией, обозначенной как "романизация" новеллы. Так, З.И. Герсон пишет: "Между чеховскими рассказами и повестями нет по существу большой качественной разницы ни в проблематике, ни в художественном строении, ибо новеллы тоже романичны в смысле полноты охвата жизни и идейной насыщенности... и ничего общего не имеют с традиционными рассказами с острой занимательной интригой" (51, 124). Новеллу "Мертвые" (но уже в основном ссылаясь на ее объем, т.е. "количественный", а не "качественный" показатель) склонны классифицировать скорее как повесть Е.Ю. Гениева, Э.Б. Акимов; отмечает ее нетипичный для новеллы объем и Т.О. Бичкрофт (47; 24; 151, 181-182). 20. О роли музыки и технике лейтмотива в творчестве обоих писателей написано довольно много; Чехов "самый лучший из своих рассказов" (140, II, 219), "Счастье", назвал quasi симфонией (140, II, 97), а Джойс сделал попытку написать целую главу "Улисса" в форме фуги. 21. Понятие, введенное Флобером. В переводе с французского языка означает "точное слово". 22. В статье "Дегуманизация искусства" X. Ортега-и-Гассет говорит, в частности, о происхождении метафоры и ее роли в современном искусстве. 23. "Гномический" от слова "гномон": это слово появляется в первой новелле "Дублинцев". Имеется в иду, что самое важное остается "в тени". 24. Уильям Руни был соратником Артура Гриффина со времен основания движения "Sinn Fein" ("Мы сами") и активно участвовал в издании газеты этого движения "Unained Irishman". В 1901 году, когда Руни умер в возрасте двадцати восьми лет, газета опубликовала подборку его стихов. 25. Сравнительный анализ стиля О'Грейди и "Дублинцев" Джойса см. в статье: Roy Gottfried. Dubliners as stylistic parody (174). 26. Михайлова E.B. Интертекстуальность в научном дискурсе (На материале статей). Автореф. дис.... канд. филолог, наук. — Волгоград, 1999. 22 с. 27. Развивая теорию ressentiment, Ф. Ницше говорит о переоценке ценностей, сделанной евреями: "Именно евреи рискнули с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценности (хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный) (...), именно: "только одни отверженные являются хорошими; только бедные, бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые суть единственно набожные, им только и принадлежит блаженство..." — Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм (Сборник). Минск, 1997. С.319. 28. Соотнесение еврейских типов "шадхена", "бедного еврея" и "грязного" еврея" с персонажами Джойса подробно рассматриваются в монографии Reizbaum M. James Joyce's Judaic Other. Stanford, California: Stanford University Press. 1999. 196 P. 29. И не только читателем. Ричард Эллманн рассказывает о том, как Джойс пытался дополнить вейнингеровский список женских черт собственными наблюдениями: в частности, он считал перевернутые книги женской чертой, что давало ему повод подтрунивать над Оттокаро Вейссом как "женственным евреем" — Ellmann R. James Joyce. New York: Oxford University Press, 1959, 1982. P.464. 30. См. Reizbaum М. James Joyce's Judaic Other. Stanford, California: Stanford University Press. 1999, а также работы об "Улиссе" Ф. Баджена, С. Хоружего и др. 31. Подробнее о связи зрения как способа восприятия с рационалистической парадигмой западной культуры см. Rice T.J. Joyce, Chaos and Complexity. Urbana: University of Illinois Press, 1997. Произведения Джойса на русском и английском языках1. Джойс Дж. Дублинцы // Джойс Дж. Собр. соч.: В 3-х т. Т.1. — М.: Знаменитая книга, 1993-1994. -С. 7-202. 2. Джойс Дж. Джакомо Джойс // Джойс Дж. Избранное. Пер. с англ. и комментарии А. Машиняна. — СПб., 2000. — С.6-15 3. Джойс Дж. Изгнанники // Джойс Дж. Избранное. Пер. с англ. и комментарии А. Машиняна. — СПб., 2000. — С. 17-111. 4. Джойс Дж. Кошка и черт // Иностранная литература. -1995. -№ 2. — С. 199-202. 5. Джойс Дж. Лирика. / Составление, перевод, предисловие Г. Кружкова. — М.: Рудомино, 2000. На анг. яз. с параллельным рус. текстом. — 115 с. 6. Джойс Дж. Портрет художника в юности // Джойс Дж. Собр. соч.: В 3-х т. Т.1. -М.: Знаменитая книга, 1993-1994.-С. 205-445. 7. Джойс Дж. Улисс // Джойс Дж. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2-3. — М.: Знаменитая книга, 1993-1994. 8. Джойс Дж. Статьи. Дневники. Письма. Беседы // Вопросы литературы. — 1984.-№4.-С. 169-210. 9. Джойс Дж. Письмо о Толстом и беседы с А. Пауэром / Драматизм в противовес классической идее. К 100-летию со дня рождения Дж.Джойса // "Литературная газета". — 1982. — 3 марта. 10. Joyce J. Dubliners // The Portable James Joyce. Ed. by Harry Levin. — New York: The Viking Press, 1949. — P. 19-242. 11. Joyce J. A Portrait of the Artist as a Young Man // The Portable James Joyce. Ed. by Harry Levin. — New York: The Viking Press, 1949. — P. 243-525. 12. Joyce J. Epiphanies // Joyce J. Poems and Shorter Writings. Ed. by R. Ellmann, A.W. Litz and J. Whittier-Ferguson. — London: Faber and Faber, 1991. — P. 157- 200. 13. Joyce J. Exiles // The Portable James Joyce. Ed. by Harry Levin. — New York: The Viking Press, 1949. — P. 527-626. 14. Joyce J. Collected Poems // The Portable James Joyce. Ed. by Harry Levin. — New York: The Viking Press, 1949. — P. 629-663. 15. Joyce J. Letters of James Joyce. Ed. by St.Gilbert. — Vol. I. — London: Faber and Faber, 1957.-436 p. 16. Joyce J. Letters of James Joyce. Ed. by R. Ellmann. — Vol. II. — London: Faber and Faber, 1966.-472 p. 17. Joyce J. Ulysses. — London: Everyman's Library (A Millenium Project), 1992. — 1087 p. 18. Joyce J. The Critical Writings. Ed. by E. Mason and R. Ellmann. — Ithaca, New York: Cornell University Press, 1989. — 288 p. 19. Joyce J. Finnegans Wake. Ed. by Harry Levin. — New York: The Viking Press, 1959.-628 p. Литература на русском языке20. Ауэрбах Э. Мимесис. — М.: Прогресс, 1976. — 557 с. 21. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т.6. — М.: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1962-1975. — С. 826-831. 22. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. -443 с. 23. Аствацатуров А.А. Джойс — автор "Джакомо" и "Изгнанников" // Джойс Дж. Избранное. Пер. с англ. и комментарии А. Машиняна. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 139-146. 24. Акимов Э.Б. Поэтика раннего Джойса. Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. — М., 1996. — 14 с. 25. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с. 26. Барт P. S/Z. М.: — РИК "Культура" — Изд-во "Ad Marginem", 1994. — 303 с. 27. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. — Киев: NEXT, 1994. — 508 с. 28. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худ. лит., 1975. — 502 с. 29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с. 30. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. — М.: Изд-во АН СССР, 1953-1956.-474 с. 31. Белозерова H.H. Эстетика поэтических произведений Джеймса Джойса: дисс... канд. филол. наук. — Д., 1988. — 200 с. 32. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987. — 118 с. 33. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла и проблемы ее изучения // Филологические науки. — 1989. — № 1. — С. 23-30. 34. Бердников Г.П. А.П. Чехов. -Ростов-на Дону: Феникс, 1997. — 637 с. 35. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. — M.-JL: Гослитиздат, 1962. — 452 с. 36. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2-х т. Т.1. — М.: Худож. лит., 1979.-550 с. 37. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. Пер. с англ. С.А. Никитина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. — 351 с. — (Серия "STUDIA HUMANITATIS"). 38. Борев Ю.Б. Кино // Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1975. -С. 378381. 39. Брох Г. Джемс Джойс и современность (Из эссе) // Вопросы литературы. — Июль-август 1998. — С.212-224. 40. Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995. — 464 с. — (Мыслители XX века). 41. Вайль П. Улица и дом. Джойс — Дублин, Конан Дойл — Лондон // Иностранная литература. — 1995. — № 2. — С. 237 — 244. 42. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. — М.: Терра, 1992.-480 с. 43. Вико Д. Основания Новой науки об общей природе наций. — М.-Киев: REFL-book — ИСА, 1994. — 656 с. 44. Виноградов И.А. О теории новеллы // Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. — М.: Сов. писатель, 1972. — С. 240-311. 45. Володина И.П. "Маски" и "лица" персонажей Пиранделло // Пиранделло Л. Избранные произведения. — М.: Панорама, 1994. — С. 555-573. 46. Гаспаров M.Л. Колумбово яйцо и строение новеллы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. — Тарту: Тарт. ун-т, 1973. — С. 130132. 47. Гениева Е.Ю. Художественная проза Джеймса Джойса: дисс.... канд. филол. наук. — М., 1972.-393 с. 48. Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс. Предисловие к изд.: Dubliners. А Portrait of the Artist as a Young Man. — Moscow: Progress, 1982. — C. 7-39. 49. Гениева Е.Ю. Перечитываем Джойса. Предисл. к изд.: Джойс Д. Дублинцы. -М.: 1982.-С. 5-22. 50. Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс: Лирика // Иностранная литература. — 1983. — №2.-С. 165-167. 51. Герсон З.И. Композиция и стиль повествовательных произведений А.П. Чехова // Творчество А.П. Чехова (Сб. статей под ред. И.Т. Трофимова). — М.: Учпедгиз, 1956. — С. 94-144 с. 52. Гете И.В. Новелла // Гете И.В. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6. — М.: Худож. лит., 1978. — С.437-456. 53. Гиршман М.М. Избранные статьи. — Донецк: ООО "Лебедь", 1996. — 160 с. 54. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. — М.: Учпедгиз, 1958. — 197 с. 55. Гранин Д. Священный дар // Новый мир. — 1971. — № 11. — С. 181-210 56. Голос Эрина: Слово об Ирландии. -М.: Молодая гвардия, 1986. — 253 с. 57. Д'Аннунцио Г. Наслаждение: Проза. — Ташкент: Шарк, 1994. — 448 с. 58. Данте А. Божественная комедия. — М.: Худож. лит., 1967. — 586 с. 59. Деррида Ж. Улисс-граммофон: Дескать (про) Джойса // Комментарии. — № 5. — 1995 — С. 164-192; Комментарии. — № 7. — 1995. — С. 81-106. 60. Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. — М.: Высшая школа, 1969. — 112 с. 61. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. — М.: Высшая школа, 1967. — 94 с. 62. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. — М-JL: Гослитиздат, 1962.-435 с. 63. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. — М.: Сов. писатель, 1992. — 429 с. 64. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. — М.: Изд-во МГУ, 1987.-510 с. 65. Иваник А.И. Проблема взаимодействия романной и новеллистической форм в литературе критического реализма США в конце XIX — первой половине XX века. Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. — Днепропетровск, 1977. — 16 с. 66. Ивашева В.В. Английская литература: XX век. — М.: Просвещение, 1967. — 475 с. 67. Йейтс У.Б. Видение (Vision). — М.: Логос, 2000. — 717 с. 68. Йейтс У.Б. Избранные стихотворения, лирические и повествовательные. — М.: Наука, 1995.-407 с. 69. Йейтс У.Б. Роза и Башня (Exlibris). — СПб.: Симпозиум, 1999. — 550 с. 70. Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. — 1997.-№27.-С. 23-40. 71. Камянов В.И. Постижение глубины // Новый мир. — 1984. — № 6. — С. 233- 248. 72. Киселева И.В. Проблематика и поэтика раннего Джойса: сборник рассказов "Дублинцы": дисс.... канд. филол. наук. — Л., 1984. -214 с. 73. Кожинов В.В. Происхождение романа. — М.: Сов. писатель, 1963. — 439 с. 74. Корман Б.О. О соотношении понятий "автор", "характер", "основной эмоциональный тон" // Проблема автора в художественной литературе — Воронеж, 1969. — Вып. 2. — С. 5-9. 75. Корнуэлл Н. Джойс и Россия. / Пер. с англ. О.Н. Сажиной — СПб.: "Академический проект", 1997. — 190 с. — (Серия "Современная западная русистика). 76. Кочетов Д. Чехов и Гофман: поэтика рубежных эпох // Чехов и Германия: Молодые исследователи Чехова — М., 1996. — Вып.2. — 286 с. 77. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1995. -№ 1. — С. 97-124. 78. Кружков Г.М. Роза и Башня // Роза и Башня (Exlibris). — СПб.: Симпозиум, 1999.-С. 5-37. 79. Ландор М. Большая проза — из малой (Об одном становящемся жанре в XX веке) // Вопросы литературы. -1982. — № 8. — С. 75-107. 80. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. — Свердловск: Средне- Уральское книжное изд-во, 1982. — 256 с. 81. Летопись жизни и творчества A.C. Пушкина: В 4-х томах. / Сост. М.А. Цявловский, H.A. Тархова; Отв. ред. Я.Л. Левкович. — М.: "Слово" / Slovo, 1999. 82. Маркс К. К еврейскому вопросу. — Пг., Петр, совет рабочих и красноармейских депутатов, 1919. — 56 с. 83. Марченко А. Для восполнения объема (Заметки о художественном опыте современной прозы) // Вопросы литературы. — 1974. — № 8. — С. 56-95. 84. Машинян A.B. Мифологема пути // Джойс Дж. Избранное. Пер. с англ. и комментарии А.В. Машиняна. — СПб., 2000. — С. 113-138. 85. Мейлах Б.С. Великий новатор // Новый мир. 1974. №6. — С. 221-232. 86. Мелетинский Е.И. Историческая поэтика новеллы. — М.: Наука, 1990. — 279 с. 87. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 407 с. 88. Мелетинский Е.М. Эпос // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т.8. -М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975. — С. 927-933. 89. Михайлов А.В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т.5. — М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975. — С. 306-307. 90. Мур Т. Избранное. -М.: Худож. лит., 1981.-351 с. 91. Молодая Ирландия. — М.: Огонек, 1929. — 42 с. 92. Муравьев B.C. Путешествие с Гулливером (1699-1970). — М.: Книга, 1972. -207 с. 93. Муравьев B.C. Джонатан Свифт. — М.: Просвещение, 1968. — 304 с. 94. Непомнящий B.C. "Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный...": О некоторых современных толкованиях Пушкина // Новый мир. — 1974. — № 6. — С. 249-266. 95. Неру Д. Семисотлетняя война между Ирландией и Англией // Взгляд на всемирную историю: В 3 т. Т. 2. -М.: Прогресс, 1981. — С. 409-418. 96. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм (Сборник). — Минск, 1997. — 624 с. 97. Ницше Ф. Веселая наука. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. — 574 с. 98. О'Брайен Ф. Поддача в туннеле // Иностранная литература. -1997. — № 11. -С. 180-184. 99. Петровский М.А. Морфология новеллы // Поэтика. Вопросы литературоведения. — М.: РОУ, 1992. — С. 61-93. 100. Пиранделло Л. Избранные произведения. — М.: Панорама, 1994. — 576 с. 101. По Э.А. Статьи. Афоризмы // По Э.А. Сочинения. — М.: Книжная палата, 2000.-С. 835-976. 102. Полещук Л.3. Пушкинская традиция (поэма "Медный всадник") в творчестве русских символистов: В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Белого. Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. -Владивосток, 2002. — 21 с. 103. Поэзия Ирландии. — М.: Худож. лит., 1988. — 479 с. 104. Пробуждение. Рассказы ирландских писателей. — Д.: Худож. лит., 1975. — 479 с. 105. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. — М.: Воскресенье, 1994 — 1998. 106. Развинова И.В. Жанровое своеобразие книги Ш. Андерсона "Уайнсбург, Огайо" // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. — Вып. 4. — С. 76-97. 107. Рикер П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. — М.; СПб.: Университетская книга, 1998. — 313 с. 108. Риффатер М. Истина в диэгесисе // Новое литературное обозрение. — 1997.-№27.-С. 5-22. 109. Роговер Е.С. Образы и мотивы "Медного всадника" Пушкина в русской прозе XX века // Русская литература. — 2001. — № 2. — С. 42-55. 110. Саруханян А.П. Поэзия древняя и современная. // Поэзия Ирландии. — М.: Худож. литература, 1988. — С.3-20. 111. Саруханян А.П. Предисловие // Современная ирландская новелла. — М.: Прогресс, 1975. 284 с. — С.5-18. 112. Сиксу Э. Две статьи о Джойсе // Комментарии. № 5. 1995. — С. 193-205. 113. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). 2-е изд. — СПб., 1995. — 192 с. 114. Соболевская Г.И. Проблема цикла в русской прозе 80-х — начала 90-х годов (К постановке проблемы. Статья первая) // Проблемы метода и жанра. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1977. — Вып. 5. — С.74-81. 115. Соболевская Г.И. Особенности циклизации в прозе А.П. Чехова (Сборник-цикл "Хмурые люди". Статья вторая) Проблемы метода и жанра. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1977. — Вып. 5. — С.82-92. 116. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. — Москва: Интарда — ИНИОН, 1996. — 317 с. 117. Современная ирландская новелла. — М.: Прогресс, 1975. — 284 с. 118. Спицына Л.A. Джеймс Джойс и Висенте Бласко Ибаньес: Проблема литературных связей. Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. — М., 2001. — 17 с. 119. Старцев А.И. Джойс перед "Улиссом" // Интернациональная литература. — 1937. -№ 1.-С. 196-202. 120. Татару Л.B. Композиционный ритм художественного текста: На материале ранней прозы Дж.Джойса. Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. -М., 1993. — 16 с. 121. Теймер-Непомнящая Е. Поэт, история и сверхъестественное: О поэте и о "Медном всаднике" // Континент. — 1999. — № 4. — С. 368-374. 122. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. — М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. — 400 с. 123. Томашевский Б.В. Пушкин — читатель французских поэтов // Пушкинский сборник. Памяти С.А. Венгерова. — М.-Пг.: ГИЗ, 1922. — Сб.4. -С. 210-228. 124. Тороп В.Х. Проблема интекста // Труды по знаковым системам. XIV. Текст в тексте. / Уч. зап. ТГУ. — Тарту, 1981. — Вып. 567. — С.33-44. 125. Уайльд О. Полное собрание сочинений. — СПб: Маркс, 1912. 126. Урнов М. Джордж Мур и его роман "Эстер Уотерс" // Мур Дж. Эстер Уотерс. -М.: Худож. литература, 1973. — С.3-17. 127. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. — М.: Прогресс, 1978. — 328 с. 128. Фатеева H.A. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия РАН. Серия литературы и языка. -1997. — Т. 56. — № 5. — С.12-21. 129. Фатеева H.A. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 1998. — Т. 57.-№5. — С.25-38. 130. Фортунатов Н.М. О чеховской прозе // Фортунатов Н.М. Пути исканий: О мастерстве писателя. -М.: Сов. писатель, 1974. — С. 105-178. 131. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.194-213. 132. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. — М., 1996.-447 с. 133. Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — 398 с. 134. Хоружий С.С. Комментарии // Джойс Дж.. Собр. соч.: В 3-х т. Т.З. — М.: Знаменитая книга, 1993-1994. — С. 195-362. 135. Хоружий С.С. "Улисс" в русском зеркале // Джойс Дж. Собр.соч.: В 3-х т. Т.З. — М.: Знаменитая книга, 1993-1994. — С. 363-605. 136. Черных И.Б., А.Г. Стиль // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т.7. -М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975. — С. 187-195. 137. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. — М., 1982. — 205 с. 138. Чернышев В.И. О сюжете романов и повестей в новеллах // Вопросы истории литературы / Уч. зап. — Ульяновск: Ульяновский пед. ин-т. -1968. — Т. 21.-Вып. 2,ч.1. — С. 140-162. 139. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 12 т. — М.: Правда, 1985. 140. Чехов А.П. Письма: В 12 т.// Полное собрание сочинений: В 30 т. — М.: Наука, 1974. 141. Шершеневская М.А. Предисловие // Пробуждение. Рассказы ирландских писателей. — Л.: Худож. лит., 1975. — С. 3-20. 142. Чудаков А.П. Поэтики Чехова. — М.: Наука, 1971.-291 с. 143. Шенле А. Теории фикциональности: критический обзор // Новое литературное обозрение. -1997. — № 27. — С. 41-53. 144. Шкловский В.Б. О теории прозы. — М.: Советский писатель, 1983. — 383 с. 145. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: В 6-ти т. — М.: Искусство, 1964-1971. 146. Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. — М.: Худож. лит., 1981. — 687 с. 147. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. — М.: Независимая газета, 2000. — 654 с. 148. Юнг К.Г. "Улисс". Монолог // Собр. соч.: В 19 т. Т.15. — М.: Ренессанс, 1992. — С.153-190. 149. Якобсон P.O. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. Гаспарова. — М.: Прогресс, 1987. — 464 с. — (Языковеды мира). 150. Янушкевич А.С. Проблема прозаического цикла в творчестве Н.В. Гоголя // Проблемы метода и жанра. — Томск: Изд-во Томск, ун-та. -1977. — Вып. 4. — С.26-32. Литература на английском языке151. Beachcroft Т. О. The Modest Art: A survey of the short story in English. — London: Oxford Univ. Press, 1968.-286p. 152. Beck W.: Joyce's "Dubliners": Substance, Vision, and Art. — N.C.: Duke University Press, 1969. — 375 p. 153. Benstock B. James Joyce: The undiscover'd country. — Dublin: Gill&MacMillan; New York: Barns&Noble books, 1977. — 201 p. 154. Bishop J. Vico's "Night of Darkness": "The New Science" and "Finnegans Wake" // James Joyce: A Collection of Critical Essays. Ed. by M.T. Reynolds. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993. -P.l80-195. 155. Blisset W. F. George Moor and Literary Wagnerism // George Moor's Mind and Art. Ed. by Graham Owens. — Edinburgh, 1968. — P. 53-76. 156. Bowen Z. After the Race // James Joyce's "Dubliners". Critical Essays. Ed. by Clive Hart. -London: Faber and Faber. 1969. — P. 53-61. 157. Bowen Z. Musical Allusions in the Work of James Joyce. Early Poetry trough "Ulysses". — Gill & Macmillan, State University of New York, 1975. — 372 p. 158. Brivic Sh. Joyce the Creator. — London, The University of Wisconsin press, 1985. — 178 p. 159. Budgen F. Mr.Joyce // Budgen F. Myselves When Young. — Dublin and New York: Oxford University Press, 1970. — P. 181-204. 160. Canby H.S. The Short Story in English. — New York, 1926. — 386 p. 161. Connoly T.E. A Painful Case // James Joyce's "Dubliners". Critical Essays. Ed. by Clive Hart. — London: Faber and Faber. 1969. — P. 107-114. 162. Costello P. James Joyce. The Years of Growth. — New York: Pantheon Books, 1992. -374 p. 163. Dean S. Celtic revivals: Essays in Modern Irish Literature, 1880-1980. — London; Boston: Faber and Faber, 1985. — 199 p. 164. Dean S. Joyce the Irishman // The Cambridge Companion to James Joyce. Ed. by Derek Attridge. — Cambridge University Press, 1990, 1997. — P. 31-53. 165. Del Greco Lobner C. James Joyce's Italian connection. The poetics of the word. — Iowa City: University of Iowa Press, 1989. — 140 p. 166. Derrida J. Two words for Joyce // James Joyce: A Collection of Critical Essays. Ed. by M.T. Reynolds. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993. — P.206-220. 167. Donoghue D. The Fiction of James Joyce // James Joyce: A Collection of Critical Essays. Ed. by M.T. Reynolds. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993. -P.27-36. 168. Eco U. The Aesthetics of Chaosmos: The Middle Ages of James Joyce. — Cambridge (Mass): Harvard univ. press, 1989. — 96 p. 169. Eliot T.S. Ulisses, Order, and Myth // James Joyce: Two decides of criticism. Ed. by Seon Givens. — N.Y.: Vanguard Press, 1948. — P. 198-202. 170. Ellmann R. James Joyce. — New York: Oxford University Press, 1959, 1982. — 887 p. 171. Ellmann R. The Backgrounds of "The Dead" // James Joyce. "Dubliners" and "A Portrait of the Artist as a Young Man". A casebook, ed. by Morris Beja. — London: Macmillan, 1974. — P. 172-187. 172. Fargnoli N.A, Gillespie M.P. James Joyce: A — Z. The Essential Reference to the Life and Work. — New York, Oxford: Oxford University Press, 1995. — 304 p. 173. Goldberg S.L. Joyce. — Edinburgh: Oliver and Boyd, 1969 (1962). — 120 p. 174. Gottfried R. "Dubliners" as stylistic parody // Joyce in Context. Ed. by V.J. Cheng and T. Martin. — Cambridge University Press, 1992. — P. 153-169. 175. Ingram F.L. Representative Short Story Cycles of the Twentieth Century. Studies in Literary Genre. — The Hague-Paris: Mouton, 1971. — 234 p. 176. Iser W. The Fictive and the Imaginary. Charting Literary Anthropology. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1993. — 347 p. 177. Herring Ph.F. "Dubliners": The Trials of Adolescence // James Joyce: A Collection of Critical Essays. Ed. by M.T. Reynolds. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993. — P.67-80. 178. Hodgart M. James Joyce: A Student's Guide. — London, 1978. — VIII. — 196 p. 179. James Joyce. The Critical Heritage (1902-1927). Ed. by R.L. Deming. — Vol. I. — London: Routedge & Kegan Paul, 1970. — 385 p. 180. James Joyce. "The Dead" (Complete, Authoritative Text with Biografical and Histrical Contexts, Critical History, and Essays from Five Contemporary Critical Perspectives). Ed. by D.R. Schwarz. — Boston, New York: Bedford Books of St. Martin's Press, 1994. — 248 p. 181. James Joyce Quarterly. Dublin and the Dubliners. — Fall 1999 and Winter 2000.-Vol. 37, № 1 and 2. 182. James Joyce Quarterly. Joyce and Opera. — Fall 2000 and Winter 2001. — Vol. 38, № 1 and 2. 183. James Joyce's "Dubliners". Critical Essays. Ed. by Clive Hart. — London: Faber and Faber. 1969. — 183 p. 184. Kennelly Brendan. George Moor's Lonely Voices: A Study of His Short Stories // George Moor's Mind and Art. — Edinburgh, 1968. — 182 p. 185. Kenner Hugh. Dublin's Joyce. — Bloomington: Indiana University Press, 1956. -372 p. 186. Kenner Hugh. Notes toward an anatomy of "modernism" // A Starchamber Quiry. A James Joyce Centennial. — Vol. 1882-1982. — P. 3-43. 187. Levin H. Editor's Introduction // The Portable James Joyce. Ed. by Harry Levin. -New York: The Viking Press. 1949. — P. 1-48. 188. Levin R., Shattuck C. First Flight to Ithaca // James Joyce: Two decides of criticism. Ed. by Seon Givens. -N.Y.: Vanguard Press, 1948. — P.47-94. 189. Litz W. Two Gallants // James Joyce's "Dubliners". Critical Essays. Ed. by Clive Hart. -London: Faber and Faber. 1969. — P. 62-71. 190. McCarthy P. A. The Moore-Joyce Nexus: An Irish Literary Comedy // George Moore in Perspective. Ed. by J.E. Dunleavy. Irish Literary Studies. — 1983. — № 16. — Naas, County Kildare. — P. 99-116. 191. Matthews B. The short story: Specimens illustrating, its development. -N.Y., 1907.-399 p. 192. Moore G. Avowals.-London, 1919.-310 p. 193. Moore G. A Confessions of a Young Man. — New York: Carlton House, 1917. -227 p. 194. Moore G. The Untilled Field. — Leipzig: Bernard Tauchnitz, 1903. — 302 p. 195. Nadel I. Joyce and the Jews: Culture and texts. — London: Macmillan press, 1989.-290 p. 196. Norris M. Shocking the Reader in James Joyce's "A Painful Case" // James Joyce Quarterly. Dublin and the Dubliners. — Fall 1999 and Winter 2000. — Vol. 37, № 1 and 2. -P.63-81. 197. O'Connor F. Joyce and Dissociated Metaphor // James Joyce. "Dubliners" and "A Portrait of the Artist as a Young Man". A casebook. Ed. by M. Beja. — London: Macmillan, 1973. — P. 117-123. 198. Power Arthur. Conversations with James Joyce, ed. Clive Hart. — New York: Barnes and Noble, 1974. — 111 p. 199. Rabate J.M. Silence in "Dubliners" // James Joyce: New Perspectives, ed. by Colin MacCabe. — Sussex: The Harvester Press, 1982. P.45-72. 200. Reizbaum M. James Joyce's Judaic Other. — Stanford, California: Stanford University Press, 1999. — 194 p. 201. Reynolds M.T. Joyce and Dante. The Shaping Imagination. — Princeton, N.J: Princeton Univ. Press, 1981. — 375 p. 202. Rice T.J. Joyce, Chaos and Complexity. — Urbana: University of Illinois Press, 1997.-205 p. 203. Senn F. Distancing in "A Painful Case" // James Joyce: "Scrible" 1: genese des textes reunis par Claude Jacquet: Letters modernes, minard. — Paris, 1988. — P.25-38. 204. Tindall W.Y. James Joyce: His way of Interpreting the Modern World. — New York-London: Charles Scribner's Sons, 1950. — 134 p. 205. Ward A. S. Aspects of The modern Short Story: English and American. — New York, 1925.-308 p. 206. Werner C.H. Paradoxical resolutions: American Fiction since James Joyce. — Urbana: Univ. of Illinois Press, 1982. — 238 p. 207. Wilson E. Axel's Castle: A Study in the Imaginative Literature of 1870 to 1930. — New York, 1931. — 319 p.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |