|
Символический образец: "Божественная комедия" ДантеМэри Т. Рейнольде в книге, посвященной параллелям между Джойсом и Данте, говорит уже о символических образцах построения "Дублинцев", влияющих на художественный метод Джойса в целом и форму сборника в частности: "Символический метод Джойса, который впервые... появился в "Дублинцах", должен быть рассмотрен как эстетическое решение, тесно связанное с его намерением следовать дантовой структуре" ("Joyce and Dante" — 201, 158). Впервые параллель Джойс — Данте впервые была рассмотрена С. Беккетом в статье "Данте... Бруно... Вико... Джойс...", посвященной "Поминкам по Финнегану" ("Вещи в работе"), в 1929 году, но М.Т. Рейнольде рассматривает ее как некую основу, фундамент. Она считает, что каждый рассказ в "Дублинцах" "либо темой, либо происшествием может быть сопоставлен с эпизодом из "Ада" в каталоге моральной смерти" (201, 159), и предлагает свою схему соответствий. Так же, как и в случае с гомеровскими параллелями, точного совпадения нет: "...это не точный порядок Данте, но он показывает очень близкую "подгонку" рассказов к ступеням его моральной иерархии" (там же). Но если придерживаться версии, предложенной Рейнольде, то присоединение Джойсом к биологическому триединству "детства-юности-зрелости" довеска в виде "общественной жизни" не кажется таким уж странным (напомним, что Левин и Шаттак довольно неубедительно объясняли его незавершенным переходом ко второй, "общественной", части "Одиссеи"). В таком случае оно воспринимается как "движение от менее пагубных форм морального падения к самому безнадежному злу", от личных форм греха к "антиобщественному виду несправедливости" (201, 162-163). Данте и Гомер не являются единственными образцами для Джойса. Четырехчастная композиция "Дублинцев" берет свое начало в четырех веках циклической модели истории итальянского философа Джамбаттисты Вико.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |