|
Выводы по Главе 3В языковом узусе между компонентами сложных слов допустим широкий набор семантических отношений, круг которых еще более увеличивается в окказиональном словообразовании. Диапазон смысловых возможностей очень большой и осложнен многими частными обстоятельствами, т.к. составляющие композита вторят явлениям реального мира, а последние не подведомственны исчерпывающим классификациям. Сложные слова референтны в том смысле, что они указывают на элементы внелингвистической действительности, которые могут браться в разном объеме — от конкретной единичности до целой ситуации или явления. Внутренняя предикация из-за ее буквальной невыраженности является гибким средством реализации разнообразных типов связей и отношений. Будучи чрезвычайно емкой и информационно насыщенной структурой сложное слово служит осуществлению принципа языковой экономии. Эмотивные семы включаются в значение композита за счет метафоризации его компонентов. Креативная сила метафоры способна создавать новые смысловые и эмотивно-прагматические пласты в вербализуемых при ее посредстве сложных словах, совмещая несовместимое, ассоциативно-образно выявляя новые свойства в познаваемой действительности. Внутренняя форма слова является неиссякаемым источником эмотивных наслоений в композите из-за заключенной в ней мошной метафорической образности. Прагматическая «заданность» сложного слова заложена в его динамичной номинативной природе и непосредственно связана с действием внутренней формы. Семантическая двучастность композита чрезвычайно расширяет коммуникативные и выразительные возможности языка. При окказиональном словосложении значимой становится сама форма языковой единицы, гибкое изменение которой приводит к появлению в семантике композита новых оттенков. Сложные окказионализмы и неологизмы реализуют индивидуальную лингвистическую компетенцию человека и демонстрируют неограниченные возможности языка при формировании мысли. Доминирующим в таком развитии значения слов является лингвокреативное мышление, способное 1. отобразить реальность и вместе с тем выбрать наиболее удачное для выражения прагматического замысла слово; 2. вплести в семантику языковой единицы ассоциативно-образное представление как репродукцию некоторой реалии, сведения о которой дали повод для выделения нового свойства; 3. найти одновременно стимул для выражения эмотивного отношения к миру соответственно его уместности или неуместности в определенных условиях речи.
|
© 2024 «Джеймс Джойс» | Главная Обратная связь |