(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Выводы по Главе 3

В языковом узусе между компонентами сложных слов допустим широкий набор семантических отношений, круг которых еще более увеличивается в окказиональном словообразовании.

Диапазон смысловых возможностей очень большой и осложнен многими частными обстоятельствами, т.к. составляющие композита вторят явлениям реального мира, а последние не подведомственны исчерпывающим классификациям.

Сложные слова референтны в том смысле, что они указывают на элементы внелингвистической действительности, которые могут браться в разном объеме — от конкретной единичности до целой ситуации или явления. Внутренняя предикация из-за ее буквальной невыраженности является гибким средством реализации разнообразных типов связей и отношений.

Будучи чрезвычайно емкой и информационно насыщенной структурой сложное слово служит осуществлению принципа языковой экономии.

Эмотивные семы включаются в значение композита за счет метафоризации его компонентов. Креативная сила метафоры способна создавать новые смысловые и эмотивно-прагматические пласты в вербализуемых при ее посредстве сложных словах, совмещая несовместимое, ассоциативно-образно выявляя новые свойства в познаваемой действительности.

Внутренняя форма слова является неиссякаемым источником эмотивных наслоений в композите из-за заключенной в ней мошной метафорической образности.

Прагматическая «заданность» сложного слова заложена в его динамичной номинативной природе и непосредственно связана с действием внутренней формы.

Семантическая двучастность композита чрезвычайно расширяет коммуникативные и выразительные возможности языка.

При окказиональном словосложении значимой становится сама форма языковой единицы, гибкое изменение которой приводит к появлению в семантике композита новых оттенков.

Сложные окказионализмы и неологизмы реализуют индивидуальную лингвистическую компетенцию человека и демонстрируют неограниченные возможности языка при формировании мысли.

Доминирующим в таком развитии значения слов является лингвокреативное мышление, способное

1. отобразить реальность и вместе с тем выбрать наиболее удачное для выражения прагматического замысла слово;

2. вплести в семантику языковой единицы ассоциативно-образное представление как репродукцию некоторой реалии, сведения о которой дали повод для выделения нового свойства;

3. найти одновременно стимул для выражения эмотивного отношения к миру соответственно его уместности или неуместности в определенных условиях речи.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь