(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Роль посвященных в культ Вуду в жизни народов Африки

Начнем с традиций встречи Нового года на юго-западе Африки. Точный день этого события определяют только верховные жрецы Вуду. Для каждого года — свой день. Как правило, Новый год наступает в сентябре, а день же зависит от фазы Луны, которая в жизни африканского народа играет огромную роль. Чаще всего Новый год совпадает с четвергом. Потому что четверг считается самым благополучным днем Вуду.

Задолго до Нового года, определенного верховными жрецами, начинаются ритуальные приготовления к нему. Посвященные в культ Вуду мужчины и женщины читают молитвы, просят хорошего Нового года для всего народа. Для того, чтобы Вуду простили все дурное, что было в предыдущем году, приносятся в жертву белые птицы: куры или голуби. А для самого Вуду приносят в жертву крупный рогатый скот. А для душ умерших готовится различная еда, которая разбрасывается по всем сторонам света.

Готовится специальная еда «якайке», что означает «все, что можно давать бесплатно», и любой человек, зашедший в дом, будет накормлен ею безвозмездно. Бесплатная еда — это символ единения живых с духами и Богом.

Такое символическое воссоединение с Вуду и Природой как бы дает людям силу и здоровье.

Обязательны церемониальные песни и танцы для душ умерших, чтобы успокоить духов, недовольных делами человеческими. А на краю священного леса все женщины поют и танцуют.

Женщинам отводится важная роль в церемонии. На них белые одежды, а тела и головы изукрашены белым тальком — знак Вуду Фа. Белый цвет — символ света и счастья. На них очень красивые украшения.

Некоторые ритуальные приготовления начинаются за три месяца до Нового года. Но самыми важными в церемонии приготовления праздника являются последние три дня.

Один из этих трех дней посвящается только духам ушедших людей. Всех хороших людей вспоминают поименно. А с плохо зарекомендовавшими себя при жизни людьми поступают довольно сурово. Их не вспоминают вовсе. Они предаются забвению.

Названным духам дают еду, в каждой семье есть специальная комната, нечто вроде молельни, где сооружен символ могилы. В могиле проделана дырка, куда сливают еду и питье...

Как я уже говорил, духам отводится большое место в культе Вуду. Они всегда и везде с людьми, они в песнях и танцах, в шелесте травы, крике птицы и даже в тишине.

Рекомендуем:

ЗАО «ЛифтМаш» предоставляет услуги по поставке, монтажу и техническому обслуживанию оборудования для лифтов и эскалаторов. Предлагаем вашему вниманию технические лифты для самых разнообразных нужд. Наши специалисты помогут вам подобрать наиболее подходящий вам вариант с учетом особенностей строения. Мы не только доставим ваш заказ, но и осуществим монтаж грузового лифта. А при желании вы можете заключить с нами договор на техническое обслуживание.

Есть Вуду духов Занбито. Их задача охранять людей по ночам. Они танцуют, но приближаться к ним опасно. Это могут сделать только жрецы. Одеты духи могут быть просто: в одежду из растений, а могут быть в красивых масках и ярких одеждах, но вся одежда всегда достигает земли. Если же попытаться сорвать одежды, то окажется, что под ними никого нет. Духи танцуют в одеждах, так как они бесплотны, но хотят быть среди людей и как-то общаться с людьми. Я видел их танцы. Появляются они всегда внезапно и так же внезапно исчезают.

Я немного отвлекся от самих церемоний Нового года. В предпоследний день уходящего года совершается специальная церемония для духов близнецов. Родственники приносят небольшие похожие фигурки, раскрашенные и одетые под умерших людей. Это их символы. Их кладут на край круглого подноса ^ кормят, ставя еду в середине, некоторые дают им деньги. Считается, что духи близнецов очень сильные. И родня старается сделать все, чтобы завоевать их расположение, тогда они будут покровительствовать живым сородичам весь год.

В тот же день музыкальным инструментом в виде дудочки из слоновой кости вызывают всех духов усопших и всех духов Вуду.

А вечером люди идут на кладбище, ставят свечи, читают молитвы, поминают своих родных. Зрелище феерическое, торжественное и загадочное одновременно. Колеблющиеся тени, движущиеся неясные фигуры среди могил... Но не страшно, так как людей очень много.

Помните? Самый важный день — четверг. В этот день жрецы Вуду должны выбрать в священном лесу камень, который определит судьбу людей на этот год.

С песнями и танцами посвященные идут к священному лесу. Толпа людей следует за ними. Некоторые, танцуя, входят в транс, и чтобы вывести из него, их обрызгивают специальной травой, смоченной в воде.

Наконец, верховные жрецы входят в священный лес, а остальные остаются на окраине — поют и танцуют. Но народ с замиранием сердца ждет: какую жизнь уготовили им Вуду на этот год?

Жрецы говорят, что Вуду Сакума и Кале дают им эти камни. Эти два вида Вуду — хранители людей в году. Именно они определяют судьбу народа на текущий год.

А если камень черный или почти черный, то год будет тяжелый, много народу умрет. В делах будут неудачи, в общем как личные невзгоды, так и природные катаклизмы обрушатся на народ. В 1930 году камень достался совсем черный. В том году было землетрясение со всеми последствиями, а в довершение всех бед возникли эпидемии, которые унесли много человеческих жизней.

Если камень красный, то будет война, засуха, отсутствие урожая, а в некоторых местностях — и воды. Со всеми вытекающими последствиями... Если камень голубой или почти голубой, то будут потопы, наводнения. В 1984 году жрецы вынесли бело-голубой камень, и полили дожди, начались потопы, некоторые древние поселения ушли под воду, не говоря о том, что были затоплены поля. Тогда погибло много людей.

Каждый год все новые поколения принимают участие в традиционной церемонии встречи Нового года. Тут же присутствуют все Вуду: и Фа, и Хебьесу, и все остальные.

Эта традиция остается неизменной и навсегда укореняется в душах, сердцах и умах молодых людей. Они проходят с ней через всю свою жизнь.

А жрецы черпают силы из этой традиции. Они должны быть в тесном контакте с прошлым, только тогда они смогут передавать свои знания традиций молодым. И так, от поколения к поколению, из века в век.

Традиционным стало воспитание жрецами Вуду молодых в духе уважения старших и почитания стариков и старости. Молодежь посильно помогает старикам, а перед Новым годом молодые должны все убрать в домах стариков, принести воды, выстирать белье, приготовить еду.

А еще жрецы учат солидарности с любым человеком и, если надо, оказанию посильной помощи. Эта традиция сохраняется до сих пор для того, чтобы человек не утратил любви к ближнему и не потерял чувства единения с остальным человечеством.

А не этому же ли учит Христос: «Возлюби ближнего, как самого себя»...

В центральной части Того главенствует Вуду Ген-Геле. Этот район расположен среди невысоких гор. Вуду Ген-Геле отвечает за мир и покой в том краю.

Здесь тоже есть традиция поминовения усопших. Проводится этот ритуал в августе-сентябре. Дату определяет верховный жрец Вуду, консультируясь со своими собратьями — жрецами других Вуду.

В установленный наиболее благоприятный день для проведения все девять областей этого района готовят пиво. Приготовления идут в каждом доме.

Жрецы обходят все дома и берут в каждом пиво, примерно по десять литров, и все его перемешивают в огромном жбане. Затем они несут его верховному жрецу района, который тоже, в свою очередь, мешает все принесенное ему пиво. В церемонии участвуют все жители района.

Для Вуду Ген-Геле каждое кукурузное зерно символизирует каждого человека.

В каждом доме может быть несколько фамилий, а так как каждое зерно — человек, то все люди присутствуют в этом пиве. (А не просто семья). Все это соединяется и получается единство: семья — род — деревня — район — область. Полное единство.

Смысл церемонии с пивом — поиск единства, содружества как со всеми живыми, так и со всеми духами.

Жрец вызывает всех Вуду и всех духов. Затем он выливает часть пива в расщелины горных пород, давая выпить духам усопших и Вуду.

Оставшееся же пиво может выпить каждый, кто чист сердцем. Если же в сердце есть «червячок», то человек должен попросить прощения у того, кого он обидел в течение года. И если он будет прощен, то может пить. Как правило, его прощают.

Когда человек просит прощения, он кается. А покаяние делает людей более мягкими, добрыми и внимательными к другим. Происходит как бы духовное очищение.

Пиво хотят выпить все, ибо этот ритуал дает силы на весь год. Это как бы благословение людей духами и Вуду.

Итак, надеюсь, я убедил, что многие традиции Вуду, идущие из глубины веков, — это попытка найти утерянную гармонию с Природой и Космосом, найти свой собственный Эдем. И немаловажную роль в этом играют жрецы Вуду. Чем еще они занимаются?

Ну, конечно, знахарством в самом высоком значении этого слова. Причем идут эти знания из глубины веков. Жрецы знают, какие компоненты растительного и животного мира оказывают лечебное действие и добиваются поразительного лечебного эффекта. Только хирургическое вмешательство, вроде трепанации черепа или операции на сердце, не по силам жрецам Вуду, здесь традиционная европейская медицина сильней.

Приведу только один пример того, как исцеляют жрецы Вуду. Должен был состояться матч по футболу на кубок Африки. Один из ведущих игроков нашего района сломал ногу, его отвезли к врачу. Врач наложил гипс и сказал, что игрок сможет играть не раньше, чем через три месяца. Все приуныли: и болельщики, и игроки.

Тогда кому-то из команды пришло в голову отвезти его к местному жрецу Вуду. Все воспряли духом.

Жрец прежде всего снял гипс, обложил ногу какими-то травами и наложил сверху кору какого-то дерева. Затем напоил отваром из трав, дал определенную пищу. А через три дня игрок участвовал в соревнованиях, и команда выиграла. Представляете, как были потрясены те, кто знал, что с ним произошло!

Жрецы также выполняют роль духовных наставников и «юристов». Люди обращаются к ним с душевными и бытовыми проблемами.

Здесь на передний план выступает Вуду Фа, ибо только Вуду Фа (Судьбы) может знать, что будет в том или ином случае и что надо делать, чтобы в жизни все шло гладко. Жрецы консультируются с Вуду и говорят человеку, отчего у него проблемы и что он должен делать, чтобы их не было.

Обратиться за помощью к жрецу может любой человек из любой страны. И жрец не откажет ему, ибо это его задача в жизни, его призвание, его путь, который он сам выбрал. Помощь его не должна зависеть от денег.

К сожалению, встречаются жрецы, которые впадают в грех и берут деньги. Но, соблазненные «золотом», они теряют свою силу. Так Вуду наказывает отступников. Нередко дело кончается для них болезнью и смертью.

На жрецах Вуду лежит большая ответственность: охрана людей своей деревни. И если должно произойти что-то неприятное, они всегда предупреждают заранее.

Так, в одной деревне южной части Того жрец предупредил, чтобы в такой-то день никто не выходил из деревни, иначе может случиться беда. Но один юноша не послушался и ушел в лес. Его задрал леопард.

Бывает, что человека убивает молния или большое дерево свалится на него, да мало ли что... Главное, предсказание сбывается, и люди слушают жреца, выполняя его совет.

Вообще в деревнях и в маленьких городах, где жрец — первое лицо, их почитают и доверяют им полностью.

В районе, где я был губернатором, мой хороший знакомый решил выдвинуть свою кандидатуру в парламент. Человек он был образованный, адвокат, опытный, хороший работник, к тому же высоких моральных качеств.

Он попытался агитировать народ, но на встречу с ним приходило мало людей, да и они оставались равнодушными.

Через несколько дней я вызвал его к себе и спросил: «Ты был у жрецов Вуду? Ты спросил у всех Вуду: дают ли они тебе «добро»?» Он удивился и ответил, что нет. «Тогда иди и спроси всех».

Человек побывал у жрецов всех Вуду в районе. Эта весть распространилась по беспроволочному телеграфу с быстротой молнии. Агитировать народ уже было не нужно. Из пяти кандидатов он прошел с наивысшим баллом. Это говорит о том, как высоко люди чтят Вуду и их жрецов.

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь